Георгий Гаранян

Георгий Гаранян

Биография

Георгий Арамович Гаранян родился 15 августа 1934 года. Его отец был инженером по трелевке леса. Он мечтал, чтобы сын стал инженером, а мать работала учительницей младших классов, всегда поощряла его занятия музыкой.

Во вторй половине 50-х огромной популярностью пользовался Молодежный оркестр ЦДРИ, которым руководил Борис Фиготин. В этом оркестре Георгий дублировал партию третьего альта, но недолго – вскоре уступил должность более искусным саксофонистам, поэтому вернулся в ЦДРИ через пару лет. Молодежным оркестром тогда уже руководил уже Юрий Саульский. Саульский требовал от молодого музыканта часами заниматься на саксофоне. Эти упражнения дали неплохие результаты, и вскоре Гаранян стал лидирующим музыкантом в группе саксофонов. В 1957 году оркестр Саульского принимал участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и завоевал серебряную медаль.

На Гараняна стали обращать внимание зарубежные исполнители джаза. Он стал получать приглашения из-за рубежа. Газета «Советская культура» в статье «Музыкальные стиляги» писала, что «пагубный пример утери самостоятельности являет собой молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ, мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках». Оркестр вскоре разогнали.

Оркестр «Золотая восьмерка» возглавлял и сам Гаранян. В 1957 году, получив диплом инженера-механика широкого профиля, выпускник Московского станкоинструментального института Георгий Гаранян пришел в Москонцерт и устроился сначала в ансамбль массовика-затейника, а затем в коллектив Эдит Утесовой.

В 1958 году Гараняна первым из советских музыкантов позвали в оркестр Олега Лундстрема. Весь биг-бэнд состоял из китайцев-эмигрантов, собравшихся вернуться из Китая на родину. Георгий Гаранян получил ставку шестого саксофониста, а спустя какое-то время стал первым саксофонистом.

Георгий Гаранян в шестидесятые

В 1966-м году музыкант получает приглашение из концертного эстрадного оркестра Всесоюзного радио под управлением Вадима Людвиковского и переходит в него на работу. Одновременно он играл в малых группах, в основном в квартете с гитаристом Николаем Громиным. Квартет просуществовал несколько лет, с успехом выступал на джаз-фестивалях в Таллине, Праге и в Москве, дал много концертов в СССР и за его пределами.

В середине 60-х джазовые пьесы, которые удалось пропихнуть на Всесоюзное радио, принесли музыканту популярность среди широких масс слушателей. В это же время записи регулярно передавала запрещенная в СССР радиостанция «Голос Америки». Радиоведущий Уиллис Канновер представлял музыканта следующими словами: «Я на протяжении многих лет восхищаюсь Георгием Гараняном и как композитором, и как аранжировщиком-дирижером, и как солистом-импровизатором». А известный американский критик Джон Хэммон в книге «Red And Hот» написал: «Он поистине великолепен».

Семидесятые годы

В 1973 году оркестр Вадима Людвиковского постигла та же участь, что и Молодежного оркестра ЦДРИ. Заступаться за оркестр к руководителю Гостелерадио Сергею Лапину приходили влиятельные люди. На аргумент автора «Катюши» Матвея Блантера: «Это замечательный оркестр, их даже Би-Би-Си передает», Лапин ответил: «Вот поэтому они нам и не нужны».

Позже Георгия Гараняна и нескольких музыкантов бывшего оркестра Гостелерадио пригласили работать на фирму грамзаписи «Мелодия». Руководителем одноименного ансамбля сначала стали Владимир Чижик и Георгий Гаранян. Год спустя Чижик эмигрировал в США, и полновластным руководителем ансамбля стал Георгий Арамович. Так собрался звездный состав, который старожили музыки помнят до сих пор. Ансамбль с равным блеском аккомпанировал певцам, записывал танцевальную музыку и джазовые композиции от свинга до джаз-рока. «Мелодию» выбирали для записи своих сочинений исполнители самых разных жанров: Владимир Высоцкий и Альфред Шнитке (Первая симфония), Давид Тухманов («По волне моей памяти»), Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко и Андрей Миронов. Композитор Алексей Рыбников любил вспоминать, что получить «Мелодию» для записи музыки к фильму было невероятно сложно, но все композиторы к этому стремились, потому что сотрудничество с ансамблем при студии грамзаписи приводило к хорошему результату.

Песни и сказки, музыка для кино и мультфильмов, обработки русских народных песен и джазовые пьесы — всего за тринадцать лет работы под управлением Гараняна ансамбль записал 16 так называемых «сольных гигантов» и девять миньонов.

«Некоторые диски ансамбля выпускаются в небывалых для инструментальной музыки полумиллионных и миллионных тиражах, и все-таки приобрести их в магазинах нелегко», — писал журнал «Советская эстрада и цирк» (№9, 1980 год). Ансамбль был непревзойденным как в студийной, так и в концертной работе.

Свой личный опыт аранжировщика маэстро описал в 1970 годы в книге «Аранжировка для эстрадных, инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей». До сегодняшнего времени по этой книге учатся во всех музыкальных учебных заведениях страны.

Восьмидесятые годы

«Россию в Индии представлял биг-бэнд «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна, — писала Indian Express в 1980 году о международной программе «Джаз-Яттра-80». — Эти музыканты — специалисты в джаз-роке».

В это же время Георгий Арамович работал в качестве дирижера симфонического оркестра Комитета по кинематографии. Работа на ежедневном конвейере научила его быстро разбираться в музыке любой сложности и управлять большим коллективом. В титрах многих фильмов — его фамилия («Ирония судьбы, или С легким паром», «Приключения Буратино», «12 стульев» и многих других.) Но он не ограничился дирижированием. Он написал музыку более чем к 30 картинам («Вечерний лабиринт», «Руанская дева по прозвищу Пышка», «Нежданно-негаданно», «Покровские ворота», «Рецепт ее молодости» и другие.), а для многих фильмов сделал аранжировки. В Швейцарии фильм «Волшебный фонарь» Евгения Гинзбурга из серии «Бенефис» был удостоен премии за музыкальное оформление. «Рецепт ее молодости» получил приз «Лучший музыкальный фильм 1985 года», «Покровские ворота» Михаила Козакова регулярно входят в десятку лидеров продаж. Сочинения композитора и аранжировщика – «Баллада» (вошедшая во многие учебники игры на саксофоне), композиция «Водоворот» (специально написанная для джаз-фестиваля в Бомбее), «Фестивальный блюз» (сочиненный для демонстрации возможностей всех солистов оркестра) — исполняются в России и за рубежом. «Ave Maria» Франца Шуберта, фокстрот «Джон Грей» Матвея Блантера и фантазия на темы песен группы «The Beatles» в аранжировке Георгия Гараняна производят фурор как в эстрадных, так и в филармонических залах.

В 1986 году Георгий Гаранян вернулся к концертной деятельности. Выступал в различных составах — трио, квартетах, квинтетах, играл с цирковым оркестром в России и за рубежом. Вернувшись с очередных гастролей (1989 год), принял предложение Юрия Никулина и стал главным дирижером Цирка на Цветном бульваре. Он овладел спецификой работы дирижера цирка и написал множество сочинений для цирковых представлений.

В 1991 году возглавил Московский биг-бэнд и пригласил в него самых ярких джазменов Москвы (трубача Виктора Гусейнова, саксофонистов Александра Пищикова и Сергея Рязанцева, барабанщика Владимира Василькова, молодых талантливых музыкантов Сергея Слободина (бас), Евгения Ревнюка (фортепиано) и др. Ансамбль успел записать всего одну пластинку – «Рождение оркестра», а через четыре года остался без финансирования, и его пришлось распустить. Гаранян занялся композиторской работой, играл в трио «Гаранян-Крамер-Кузнецов», выступал как солист и приглашенный дирижер.

Девяностые и последние годы

В 1998 году стал руководителем Краснодарского биг-бэнда. Не заменив ни одного музыканта, он сделал оркестр мирового уровня. Громкие выступления на джазовом фестивале в Израиле (Реховат), Международных джазовых фестивалях к 100-летию со дня рождения Джорджа Гершвина (1998, Москва), к 100-летию со дня рождения Дюка Эллингтона (1999, Москва), три успешных месячных гастрольных тура на Тайване (2000 и 2001, 2002 годы), концерты в Монголии, в Китае, в российских городах — и Гаранян приобретает репутацию умелого бэнд-лидера, способного превратить в оркестр любое собрание музыкантов.

Георгий Гаранян — лауреат многих международных джазовых фестивалей — в Праге, Бомбее, Гаване, Варшаве, Финляндии, Израиле, член Союза композиторов РФ с 1975 года и Союза кинематографистов РФ с 1996 года, академик Киноакадемии «Ника», кавалер ордена Почета (1999 год), первый российский джазовый лауреат Государственной премии России. Первым из джазовых музыкантов он стал заслуженным артистом (1981 год) и народным артистом Российской Федерации (1992 год).

Служба новостей Blatata.Com

Георгий Гаранян - биография с официального сайта

Краткая энциклопедическая информация о Георгий Гаранян с официального сайта. Дата рождения 15 августа 1934 года. Дата смерти 11 января 2010 года. Место рождения Москва. Некоторые титулы и награды Народный артист Российской федерации, Заслуженный артист РСФСР. В каких музыкальных направлениях работали - Джаз, эстрада. Жили в следующих странах - СССР, Россия. Сотрудничали с музыкальными коллективами - Ансамбль Мелодия.
Биография в фактах и цифрах
Дата рождения 15 августа 1934 года
Дата смерти 11 января 2010 года
Место рождения / создания Москва
Страны проживания СССР, Россия
Музыкальные жанры джаз, эстрада
Сотрудничество с коллективами ансамбль Мелодия
Награды и звания Народный артист Российской федерации, Заслуженный артист РСФСР

Адреса и контакты

Если у вас есть дополнительные сведения или уточнения для биографии, пожалуйста, укажите эти сведения в комментарии или по ссылке Добавить биографию.

Понравилась биография? Разместите у себя в соцсетях ссылку на эту страницу. Пусть про нее узнают как можно больше людей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!