Кто же настоящий автор романса "Поручик Голицын". Эстафета поколений в истории казачества XX века

Кто же настоящий автор романса "Поручик Голицын". Эстафета поколений в истории казачества XX века

В январе 2009 года посетители центрального рынка нашего маленького провинциального городка могли быть свидетелями необычной сцены — молодая девушка лет восемнадцати — девятнадцати исполняла под гитару известную песню в стиле городской романс «Поручик Голицын». На фоне базарной суеты где умы уважаемых граждан города заняты исключительно ценами на сало и китайский ширпотреб ее голос звучал удивительно чисто и вдохновенно и заставлял долго еще оглядываться и вдумываться в смысл услышанного и причины происходящего действа.
Романс «Поручик Голицын» посвящен Белой гвардии, Белому движению и переносит слушателя на Дон в годы Гражданской войны. Широко известным стал во второй половине семидесятых благодаря подпольным студиям звукозаписи и известному исполнителю шансона Аркадию Дмитриевичу Северному, и затем разлетелся по всему миру от Украины, где впервые был записан на магнитную пленку до США, где исполнить ее своим долгом считал каждый уважающий себя русскоязычный шансонье.

Изображение

На сегодняшний день исполнителей его просто бесчисленное множество начиная от подхватившей ее вслед за А.Северным группы «Реддо» до А.Малинина. Перечислить всех просто не представляется возможным в рамках одной статьи. Любознательный читатель может открыть поисковик Яндекса и сам ознакомиться с ними. Встречаются и вовсе «экзотические»- например лидер партии ЛДПР, член Государственной Думы России В.В.Жириновский, который ввиду слабых вокальных данных начитывает его под музыку.
Эмигранты как первой так и второй волны мягко говоря критически отнеслись к появлению романса ввиду его, с их точки зрения, низкопробности, тогда как историки XX века отмечают определенный положительный момент в этом событии. Романс «Поручик Голицын» стал закономерным продолжением диссидентского движения в СССР, начавшегося в шестидесятых. Тогдашнее советское общество в условиях «застоя» постепенно теряя социальные и нравственные ориентиры, разуверяясь в коммунистических идеалах мысленно стало обращаться к тем, кого изгнало в Бизерту и Галлиполи после окончания Гражданской войны, пытаясь вернуть потерянные вместе с ними духовные ценности и романс «Поручик Голицын» став прологом целому направлению в песенном творчестве (так называемому «белогвардейскому романсу») направил умы ищущих по этому направлению через идеализацию образа белого офицера как бескорыстного защитника поруганной Родины и православной веры, через прославление его жертвенного подвига и предлагая его как образец для подражания. Значение романса «Поручик Голицын» в контексте всего сказанного выше трудно переоценить даже несмотря на его некоторую ресторанность, бокально-рюмочность, что ли. Сохранилась эта тенденция и в наши дни. На сайте украинской казачьей организации Киевский Казачий Союз опубликована серия фотографий порочащих с точки зрения авторов молодых руководителей Международного объединения «Верное Казачество», ставящего перед собою как одну из основных целей восстановление исторической правды о жертвенном подвиге участников Белого движения которым являлось и казачество. Для думающего же читателя этот «компромат» говорит о пройденном патриотически настроенной молодежью пути — от реалий сегодняшней жизни к светлой легенде и на крыльях этой легенды к поиску своего пути в общественно-политической жизни современной Украины.

Вымышленный персонаж поручик Голицын на сегодняшний день стал олицетворением Белого дела, его визитной карточкой, брендом:
" Ах, Голицын, вы России символ.
За спиной сожженные мосты.
Ах, какие белые на синем
Всем нам о России снятся сны."
(романс А.Днепрова и О. Павловой)

С момента появления первой магнитной записи романса и по сегодняшний день и в советском обществе и на постсоветском пространстве неоднократно возникал интерес к его авторству. Любознательный читатель может найти в интернете множество исследований на эту тему — к примеру на сайте Сергея Карамаева white-force.narod.ru под названием «Стихи и песни о белой гвардии (белой эмиграции)». Свое авторство заявляли исполнители Жанна Бичевская, Михаил Звездинский, автор многих песен и организатор известного в 70е ансамбля «Черноморская чайка» Владислав Коцышевский и многие другие. Совсем недавно автором был объявлен поэт и бард А.Галич. Кто же на самом деле был автором романса «Поручик Голицын» и творчество какого из участников описываемых в романсе событий могло послужить основой для его создания?

На сегодняшний день благодаря колоссальному количеству информации в интернете на тему истории шансона, громадному количеству литературы по так называемой альтернативной истории двух Гражданских войн, изданной с 1991 года после распада СССР, а также коренных изменениях во взглядах на эти события, роли их участников с обоих сторон в дальнейшей судьбе народов бывшей Российской империи, произошедших в современном обществе, появилась возможность соединить в один рисунок кусочки информационной мозаики и назвать имя автора романса «Поручик Голицын», а также назвать имя человека чье поэтическое творчество и мемуары послужили толчком к его появлению став своеобразной эстафетой поколений начатой в 1918 году и увлекли на путь поиска истины несколько поколений.

В 1994 году в издательстве «Молодая гвардия» (г. Москва) вышло переиздание мемуаров Петра Николаевича Донскова «Дон, Кубань и Терек во Второй мировой войне». Мемуары печатались в сборнике «П.Краснов, А.Шкуро, П.Врангель, П.Донсков», «Трагедия казачества» (редакция забыла поместить на титульном листе суперобложки фамилию П.Н.Донскова). Книга была издана небольшим тиражом в 25000 экземпляров и осела в основном по общественным библиотекам оставшись незамеченной на фоне большого количества похожей литературы. В интернете можно найти ее упоминание в фондах многих библиотек Украины и России. Первый раз мемуары П.Н.Донскова издавались в Нью Йорке, США незначительным тиражом в издательстве имени походного атамана С.В.Павлова в 1960м году (издательство было создано казаками эмигрантами, участниками Второго сполоха или Второй гражданской войны против большевиков) еще при жизни автора. Редкие экземпляры этой книги встречаются на интернет аукционах и стоят баснословно дорого. За исключением переиздания в СНГ в 1994 году эти мемуары не переиздавались нигде — ни до 1994 года, ни после.
Мемуары П.Н.Донскова для историка углубленно изучающего историю Второй мировой и Великой отечественной войн представляют мало интереса так как содержат мало имен, цифр и дат. Сам автор в своих мемуарах говорит о том что время для этого еще не пришло — живы участники этих событий которые согласно послевоенному договору между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции как граждане СССР должны были быть выданы Советскому правительству. Мемуары П.Н.Донскова это скорее песня в прозе — песня Донской земле, его людям, их готовности к самопожертвованию во имя свободы своей родины — Дона. Обзор эпопеи Гражданских войн и событий из жизни автора происходит с 1918 года по 1944 год. На протяжении всех воспоминаний автор приводит отрывки своих стихотворений, написанных с 1924 года по 1942 год за время проживания на территории советского Дона. На последней странице приведено первое четверостишие общеказачьего гимна казачества Второго сполоха, написанного им самим в 1942 году:
«Полыхают пожаром казачьи станицы,
Ветер пепел несет по родимым полям.
Есть, за что нам с кровавой коммуною биться,
Есть, чем будет порадовать родину нам...»

Сравним с приведенным четверостишием первые две строчки из первого куплета романса «Поручик Голицын» в
исполнении А.Северного:
«Четвертые сутки пылают станицы,
Потеет дождями Донская земля...»

И в исполнении М.Звездинского:
«Четвертые сутки пылают станицы,
По Дону гуляет большая война...»

На странице 604 мемуаров П.Н.Донскова приведен стих-завещание потомкам:
«Если скажешь, что в смерти ты ищешь забвенья,
Что разбит на земле твоих чувств идеал,
Не сгибай пред невзгодами жизни колени,
Жизнь борьба, а не светлый чарующий бал.
Если силы твои накануне паденья,
Если путы безумной тоски не порвать,
Если тонешь ты в бурном житейском волненьи,
Я готов тебе помощи руку подать.
Я с тобой моей силою рад поделиться,
Передать мою волю к труду и борьбе,
Лишь открой моих песен безмолвных страницы,
И беззвучно слова все расскажут тебе
Что рожден человек для свободы и света,
Не исчерпать ему благ жизни до дна,
Что, быть может, в стихии страданий поэта
Все мученья твои — только капля одна.»

Сравним приведенный стих со вторыми двумя строчками первого куплета романса «Поручик Голицын»:
«Не падайте духом, поручик Голицын,
Корнет Оболенский, налейте вина...»
Если не обращать внимание на прямое указание на необходимость горячительных напитков, употреблением которых всегда отличались поэты и исполнители шансона, то смысловое совпадение идеально.

Поразителен и другой факт — последним приведенным стихом поэт П.Н.Донсков предлагает воспользоваться его творчеством, его вдохновением, его силой потомкам в трудные моменты жизни, как будто из сороковых он предвидел далекое будущее и историю своего творческого наследия. Особенно если учесть последствия появления романса «Поручик Голицын».
Но смысловое совпадение — это только совпадение. Для доказательства нашего предположения проследим историю написания романса от первого известного и официально задокументированного или записанного на магнитной пленке момента его появления, разложим в хронологическом порядке все что известно об его первых исполнителях, о претендующих на авторство, но только то, что является общеизвестным фактом и не требует никаких доказательств, т.е. то что встречается в официальных биографиях, автобиографиях, мемуарах и интервью их современников и размещено в доступных для всех источниках.

Впервые романс появился в 1977-78 годах. Прозвучал он в исполнении Аркадия Северного. Записан он был в подпольной студии звукозаписи принадлежавшей Сергею Ивановичу Маклакову — известному в те годы покровителю и любителю шансона. Более раннего исполнения этого романса нет нигде. Абсолютно нигде. Такой же вывод делает и Сергей Карамаев на своем выше упомянутом сайте, профессионально занимавшийся такими поисками. В официальной биографии А.Северного размещенной на официальном сайте его имени его друзьями и современниками рассказывается о том что в этот промежуток времени репертуар у А.Северного иссяк, песни стали повторяться и А.Северный предложил поместить в очередной сборник романс «Поручик Голицын». В этой же официальной биографии рассказывается о том, что на квартире у С.И.Маклакова, где собственно и находилась так называемая «подпольная» студия звукозаписи часто бывал друг С.И.Маклакова — поэт лирик Владимир Роменский писавший стихи «в ящик стола», т. е. никогда не публиковавший своих произведений и в общем то и не собиравшийся это делать. В.Роменскому предложили переложить на музыку его стихи. Песни удались и именно тогда В.Роменскому С.И.Маклаков предложил доработать «разрозненные четверостишия белогвардейской песни», предложенные А.Северным. Именно В.Роменский создал романс в том виде, в каком привыкли его слышать мы.
Следующим шагом проследим где мог взять А.Северный упомянутые четверостишия (сам А.Северный за всю творческую жизнь не написал ни одной песни т. к. был лишь исполнителем). В 2007 году в интервью Сергею Чигрину Вячеслав Петрович Коцышевский, в 70е известный автор и исполнитель многих песен, организатор известного в те годы ансамбля «Черноморская чайка», так же как и С.И.Маклаков занимавшийся подпольной звукозаписью, рассказал о том что именно он является автором романса «Поручик Голицын». В интервью В.П.Коцышевский рассказывает о том что романс им написан для А.Северного во время их первого сотрудничества, но в очередной сборник включен не был так как В.П.Коцышевскому не понравилось его исполнение. Как он рассказывает, А.Северный не прочувствовал романс и его отложили на потом. К сожалению, господа бравшие интервью у В.П.Коцышевского не поинтересовались что толкнуло его на написание романса столь необычной для него как поэта и исполнителя тематики, что явствует из стенограммы интервью. В этом же интервью В.П.Коцышевский рассказывает о том, что находясь в дружеских отношениях с А.Северным он был в курсе многих событий его жизни. В частности, В.П.Коцышевский рассказывает о том что известный исполнитель шансона Михаил Звездинский является дальним родственником А.Северному и в результате дружбы имевшей место между ними А.Северный оказал настолько значительное влияние на М.Звездинского, что М.Звездинский взял свой творческий псевдоним от настоящей фамилии А.Северного — Звездин (настоящая фамилия М.Звездинского — Дейнекин). В.П.Коцышевский рассказывает о том что в те годы Аркадий подарил много песен М.Звездинскому в том числе и его первый вариант романса «Поручик Голицын».

В подтверждение рассказа В.П.Коцышевского в официальной биографии А.Северного в интернете есть рассказ его друзей о том что А.Северному иногда всерьез, иногда в шутку предлагали к исполнению стихи откровенно антибольшевистского содержания, на что он неизменно отвечал отказом т.к. не считал себя человеком способным воевать с системой и вести за собой других людей и тогда зачастую такие стихи переделывались до неполитизированного содержания. В этой же официальной биографии можно найти примеры антибольшевистских частушек которые предлагались А.Северному.
Проследим дальнейшую судьбу романса что бы увидеть не выдаст ли себя кто то из тех, кто заявляет на него свое авторство пытаясь официально закрепить на него свое право и тем самым подтвердит наши предположения и рассказ В.П.Коцышевского. Все далее сказанное читатель может найти в Википедии на М.М.Звездинского, на его же официальном сайте в автобиографии и дискографии, а так же в Википедии Яндекса на известного исполнителя шансона М.З.Шуфутинского:
1988 год — М.М.Звездинский освобождается из колонии отбыв свой последний восьмилетний срок.
1990 год — Судебное дело известного барда Александра Николаевича Лобановского к М.М.Звездинскому по авторству
песен «Очарована, околдована», «Сгорая плачут свечи», «Увяли розы», «Нерусь» и ряда других автором которых объявил себя М.М.Звездинский. А.Н.Лобановский суд выигрывает предъявив сертификат Всесоюзного Агентства по Авторским Правам, выданный ему в восьмидесятые, чем повергает в шок М.М.Звездинского, так как последний этого не ожидал.
1991 год — М.М.Звездинский сразу после распада СССР закрепив сертификатом того же ВААП авторство на ряд своих песен, в том числе и на романс «Поручик Голицын» уезжает в США, где с 1991 по 1996 годы выпускает шесть альбомов дисков, В них появляются белоказачьи песни. Одна из них носит название «Сотник смелый». По наблюдениям музыкальных критиков «Сотник смелый» не пользуется особым успехом тем не менее постоянно исполняется на концертах наряду с «Поручиком Голицыным». В те же годы появляется его автобиография где он рассказывает о том что романс «Поручик Голицын» написан им в шестнадцатилетнем возрасте т. е. в 1961м году.
Напомню читателю что мемуары П.Н.Донскова изданы в США в 1960 году. Сотник — воинское звание П.Н.Донскова как в первую так и во вторую Гражданские войны ( казачье воинское извание сотник в Русской Императорской Армии соответствовало общевоинскому званию поручик).
2007 год — партия ЛДПР вносит на рассмотрение законопроект о реабилитации участников обоих гражданских войн на стороне Белой России и фашистской Германии. Законопроект не принят по причине отсутствия средств в гос. бюджете.
2009 год — глава партии ЛДПР В. В. Жириновский становится еще одним исполителем романса «Поручик Голицын». М.М.Звездинский долгие годы является членом партии ЛДПР России.

Думаю что найдется немало мест где можно найти такие совпадения — к примеру общественная библиотека Нью-Йорка где есть оригинал мемуаров П.Н.Донскова, или книга посетителей кладбища где похоронен П.Н.Донсков, но в этом нет надобности. Рассмотрев перечисленные даты можно однозначно утверждать об авторстве В.П.Коцышевского на романс «Поручик Голицын». А.Северный, продолжая рассказ В.П.Коцышевского, подарил М.Звездинскому не только романс но и историю его написания. Последний же пребывая в США не только ознакомился с мемуарами но и как можно прочнее подстраховал себя на случай судебного разбирательства, как это было в случае с А.Н.Лобановским. В дальнейшем он связывает свою жизнь с последователями П.Н.Донскова.
Чтобы понять почему молчал В.П.Коцышевский эти годы нужно посмотреть на серию фотографий на blatata.com. Нищета по нынешним временам ужасающая. С конца 80х В.П.Коцышевский в концертной деятельности не участвует и на сегодняшний день практически забыт. В разговоре С.Чигрину он говорит о том что вынужден просить деньги за интервью.
Кроме того, до 1991 года всенародное заявление о том, что романс написан тобою по мотивам мемуаров П.Н.Донскова означало начало больших неприятностей со стороны КГБ СССР. С 1991 года это потеряло всякий смысл. А.Северный умер в 1980 году, В. Роменский годом позже после автомобильной катастрофы. Впрочем, все сомнения может развеять сам В.П.Коцышевский — он на сегодняшний день жив. Это хорошая тема для журналиста — «белого» археолога которому предстоит узнать какой шутник предложил исполнить А.Северному гимн казачества Второго сполоха П.Н.Донскова, а В.П.Коцышевский ознакомившись с его мемуарами написал романс и тем самым поставить точку в более чем тридцатилетних поисках. Кроме самой истории написания мы можем услышать и первый вариант романса в исполнении автора — большинство музыкальных критиков и просто ценителей шансона говорят о том, что все существующие варианты чем то «ущербны». Быть может найдется меценат который подарит нам возможность снова оказаться в далеких семидесятых?

Почему М.Звездинский молчит о П.Н.Донскове можно найти в Википедии по запросу на М.Звездинского сосчитав количество проведенных им в советских лагерях лет. Советская пропаганда сделала из М.Звездинского уголовника-рецидивиста, а цикл белогвардейских и казачьих песен фактически возвращает ему честное имя, не говоря уже о денежном эквиваленте этой чести. Кроме того, вторую важную причину молчания называют посетители форума его официального сайта. Один из посетителей тонко подмечает что все его творчество основывается на двух — трех песнях среди которых «Очарована, околдована» и «Поручик Голицын» и, напоминая о плагиате первой, прямо обвиняет в плагиате второй.

Для тех кто после прочтения статьи поспешит обвинить М.М.Звездинского в плагиате романса «Поручик Голицын» предлагаю ознакомиться с о статьей в Википедии о Всесоюзном Агентстве по Авторским Правам России, пункт «плагиат»: «Произведение написанное по мотивам произведения другого автора плагиатом не является и охраняется авторскими правами» а именно этим и является романс «Поручик Голицын» в исполнении М.М.Звездинского. Изначальный вариант В.П.Коцышевского много раз переделывался и изменялся различными авторами и исполнителями как это бывает с народными песнями не имеющими автора и, скорее всего, там кроме «Пылают станицы» и «Поручик Голицын» (не имеющего исторического прототипа и взятого как и «корнет Оболенский» для рифмы) ничего общего нет.
Лично я с глубоким уважением отношусь к творчеству Михаила Михайловича Звездинского. Его «Дворянский гимн» услышанный в молодости остался в памяти на долгие и долгие годы. Кроме того, ряд песен на казачьи темы (в том числе «Сотник смелый») фактически продолжают темы творчества П.Н.Донскова увековечивая тем самым память о нем.

Кто же такой П.Н.Донсков? Из его мемуаров о нем известно совсем немного. Это уроженец Дона, в годы Гражданской войны будучи студентом одного из учебных заведений Новочеркасска вступил в партизанский отряд белого генерала И.Ф.Семилетова. Во время эвакуации Русской Армии из Крыма на корабли Антанты не попал. Вместе с другими вынужден был сложить оружие. На этот момент имел звание сотника. Три недели ожидания расстрела, пять лет тюремного заключения. После освобождения учительствовал. На момент прихода немецко фашистских захватчиков проживал на территории Дона. После оккупации Дона в 1942 году является одним из наиболее активных организаторов продолжения Гражданской войны с большевиками. Занимал должность адъютанта полковника С.В.Павлова — главы «Штаба обороны Дона», далее — зам по пропаганде и агитации. На момент издания своих мемуаров проживал в США, Нью Йорк.
К сожалению, более о нем не сохранилось никакой информации — ни даты рождения (скорее всего ровесник XX века), ни даты смерти. Такая информация сохранилась лишь в архивах КГБ СССР и ЦРУ США и в те годы всячески скрывалась последними т. к. П.Н.Донсков на момент издания своих мемуаров являлся военным преступником и подлежал немедленной выдаче в СССР.

Из истории известно следующее: 2я сотня генерала И.Ф.Семилетова была сформирована на добровольных началах в начале января 1918 года в здании Донского кадетского корпуса. В сотню вошли несколько офицеров, одиночные юнкера, несколько старых казаков и главная масса — учащаяся молодежь 16 — 18 лет — студенты, гимназисты, семинаристы и просто рабочая молодежь Новочеркасска. Февраль 1918 года — Степной поход Донской партизанской армии ( проводился одновременно с первым кубанским походом генерала Л.Г.Корнилова ). Через два месяца отряд Семилетова был практически уничтожен и вернулся в Новочеркасск за пополнением которым явилась все та же молодежь 16 — 18 лет Новочеркасска. 1 июня 1918 года приказом генерала П.Краснова отряд Семилетова был расформирован и его служащие были зачислены в Добровольческую армию генерала А.И. Деникина в Партизанский (Алексеевский) полк. Полк принимал участие во всех военных действиях Добровольческой армии как в период наступлений так и в период военных неудач.
Далее было отступление на Новороссийск, в марте эвакуация из Новороссийска в Крым и исход в ноябре 1920 года Русской Армии из Крыма.
Судьбу юношей отряда генерала И.Ф.Семилетова, созвучную судьбе украинских юношей добровольцев у Крут, описал в своих стихах белый офицер, участник Степного похода Н.Туроверов:
Запомним, запомним до гроба
Жестокую юность свою,
Дымящийся гребень сугроба,
Победу и гибель в бою.
Тоску безысходного гона,
Тревоги в морозных ночах,
Да блеск тускловатый погона
На хрупких, не детских плечах.
Мы отдали все, что имели
Тебе, восемнадцатый год,
Твоей азиатской метели
Степной — за Россию -поход.

Из приказов по Терскому Гвардейскому Атаманскому Дивизиону (создан из дивизии собственного конвоя императора Николая II после его отречения в Могилеве): 6 октября 1919 года. Приказ 34: «Зачислены к 1-й сотне Кизляро-Требенского полка сотник Донсков и штаба 2-й Терской казачьей дивизии хорунжий Вертепов.»
Согласно истории этот дивизион отступал на Новороссийск вместе с другими частями Добровольческой армии, в Новороссийске попасть на корабли увозившие остатки армии в Крым не смогли, с боями отошли по территории войска и через Грузию прибыли 27 июня в Крым. В ноябре 1920 года дивизион с остатками армии барона П.Врангеля был переправлен в Галлиполи. В отличии от эвакуации из Крыма где уход был более менее организован, эвакуировать всех из Новороссийска в Крым не смогли. Несколько десятков тысяч гражданского населения и в том числе около семи тысяч белых офицеров либо попали в плен наступающим частям Красной Армии либо вернувшись на территорию РСФСР растворились среди гражданского населения.

С 1926 года по 1942 год П.Н.Донсков написал в ящик стола около шестисот стихотворений и поэм для театра. Малоизвестный советский писатель в своем художественном произведении упоминает некоего донского казака Петра Донскова участвовавшего в постановках самодеятельного театра в одном из сел Оренбургской области. Небольшая часть стихов П.Н.Донскова была опубликована в фашистской Германии. Известно издание «Казачья библиотека 11» 1944 год, Берлин, сборник «Ковыль», где его стихи печатались наряду с такими известными поэтами Дона как Н.Туроверов. Современники называли П.Н.Донскова певцом Дона, душою казачества Второго сполоха.
«Штаб обороны Дона», одним из организаторов которого в 1942 году был П.Н.Донсков, был создан на оккупированной немецко фашистскими захватчиками территории Дона с разрешения командования немецкого вермахта в основном бывшими белыми казачьими офицерами с целью продолжения гражданской войны с большевиками. Военная организация, Донская казачья армия в разные времена (1942 -1945 год) насчитывавшая до 35 тысяч военнослужащих и членов их семей. Конечная цель борьбы — создание автономного казачьего государства на оккупированной немцами территории. С1942 года по 1943 год — борьба с красными партизанами на территории Дона, оборона Дона от наступающих советских войск, строительство оборонительных сооружений. После ухода с Дона в связи с занятием его территории советскими войсками оставалось просто «плыть по течению»- это борьба с партизанами в Белоруссии и партизанами Тито в Югославии. В 1944 году после начавшейся борьбы за руководство Донской армией в связи с приближающимся поражением Германии в войне и последовавшим за этим заказным убийством полковника С.В.Павлова (С.В.Павлов был убит пулей снайпера через лобовое стекло автомобиля при движении по проселочной дороге) Донская казачья армия была зачислена в РОА — армию печально известного изменника СССР генерала Власова. В 1945 году Донская казачья армия сдалась английским войскам в Лиенцы ( Австрия). Во время выдачи советскому командованию ввиду оказанного невооруженного сопротивления часть казаков и казачек погибла, небольшая часть бежала в горы. Остальная часть по выражению историков казачества Второго сполоха «рассыпалась в пыль по лагерям СССР».

Как П.Н.Донсков мог оказаться в США можно только делать предположения. За два дня до выдачи казаков в Лиенцы их офицеры обманом были отделены и вывезены в советскую оккупационную зону (в 1946 году были осуждены в Москве и казнены через повешение Гельмут фон Паннвиц, генерал П.Краснов, А.Шкуро и др.), поэтому можно сделать вывод что П.Н.Донскова в Лиенцы не было. Зная о том что П.Н.Донсков открыто конфликтовал с руководством Донской казачьей армии — известно его открытое письмо генералу П.Краснову где он обвиняет его в подготовке заказного убийства полковника С.В.Павлова, можно предположить что он перешел после гибели своего начальника и друга, а также после перехода Донской армии в РОА (противником чего он, П.Н.Донсков, был) в Отдельный русский добровольческий корпус созданный из эмигрантов первой волны и их детей проживавших в Югославии и так же как и Донская казачья армия воевавший с партизанами Тито. В состав корпуса входило несколько сотен казаков- белоэмигрантов. Из истории известен случай когда на запись в этот Отдельный русский корпус (позднее получил название последней Белой русской вооруженной силы) в один из дней в полном составе походной колонной с боевыми знаменами и в форме прибыл Атаманский дивизион — тот самый дивизион, куда был прикомандирован некий сотник П.Н.Донсков при отступлении в Новороссийск в 1919 году. Сдавшийся английским войскам Отдельный русский корпус содержался в местечке Келлерберг (Австрия) до 1952 года, после чего все находившиеся в этом лагере получили разрешение поселиться в США. Половина вместе с командованием корпуса поселилась под Нью Йорком.

Читая мемуары П.Н.Донскова можно сделать вывод, что он не был палачом своего народа, не истреблял его в беспощадной ненависти за то что он, этот народ выбрал в 1918 году других вождей. Находясь на территории советского Дона П.Н.Донсков стал свидетелем проведения политики физического уничтожения донского казачества как чуждого пролетарскому обществу элемента. Пережил на Дону голодомор 1932-33 годов. Обо всем этом он рассказывает в своих мемуарах.
Почему П.Н.Донскова можно назвать «сотником смелым» по аналогии с песней М.М.Звездинского — рекомендую прочитать его мемуары. Приведу для многих не известный из истории Второй мировой войны факт — помимо окружения под Сталинградом 330 тысячной армии Паулюса мог быть и второй такой «котел». Пользуясь растерянностью немецкого командования после замыкания кольца вокруг армии Паулюса советское командование двинуло в наступление оставшуюся незамеченной танково-пехотную колонну где все рядовые ввиду важности наступления были заменены на младших командиров в район Батайска с целью отрезать немецко- фашистские армии на Кавказе. П.Н.Донсков обнаружил а затем остановил с тремя сотнями казаков эту колонну имея одну пушку с двумя десятками снарядов и бутылки с зажигательной смесью.
Можно понимать и воспринимать П.Н.Донскова, можно ненавидеть его награждая сотнями эпитетов и сравнений, но ведь романс пели, поем и петь будем именно благодаря ему. Еще впереди поиски его потерянных стихов и поэм содержащих не сколько уже надоевшую всем антикоммунистическую пропаганду сколько песни Дону, его людям, его истории.
Ушаков Геннадий для Blatata.Com.
На фото полковник С.В. Павлов и сотник П.Н. Донсков (справа).

Понравилась статья? Разместите у себя в соцсетях ссылку на эту страницу. Пусть про нее узнают как можно больше людей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!