Вадим Козин. Давай пожмем друг другу руки...

Содержание

Вадим Козин. Давай пожмем друг другу руки...

"… Давай пожмем друг другу руки и в дальний путь на долгие года!.."- Кто не знает этих крылатых строк песни, исполняемой и по сей день? — Разумеется любой, мало-мальски интересующийся музыкой человек, помнит эту песню с детства, равно как и «Осень, прозрачное утро, ..» и «Бирюзовые колечки» и множество других шлягеров предвоенной поры. Однако далеко не всем известно, что их автором является безусловная звезда эстрады двадцатых-тридцатых годов Вадим Алексеевич Козин. Да, он нередко писал либо слова либо музыку, либо и то и другое сразу, как в лирической песне «Осень».

Вадим Алексеевич родился в 1903 году в семье состоятельного петербургского купца. Безбедное детство Козина прошло в «поющей» атмосфере. Ему довелось не только слушать, но и общаться с великолепной Анастасией Вяльцевой, блистательным Юрием Морфесси, несравненной цыганкой Варей Паниной, которая, кстати, приходилась ему двоюродной бабушкой.Врожденные музыкальные способности позволили молодому Вадиму в достаточной мере овладеть игрой на фортепиано. что в немалой степени предопределило его дальнейшую судьбу, потому, что окончив школу и испробовав несколько профессий, он устроился тапером в один из питерских кинотеатров. Эпохальное изобретение человечества — кинематограф — привлекал к себе не только зрителей, но и лучшие творческие силы, и паузы между киносеансами заполнялись оркестровыми номерами, сольным пением и чтецами (в некоторых кинотеатрах Страны это практиковалось вплоть до семидесятых годов ХХ века).

Вадим Козин с группой на гастролях в 50-е годы

На фото: Вадим Козин с группой на гастролях в 50-е годы

Однажды и двадцатилетнему таперу представился случай выступить перед кинозрителями в качестве исполнителя романсов, после чего и началась стремительная творческая карьера певца. Прозрачный, без надрыва голос, чувственность и задушевность исполнения заставляли слушателей вновь полюбить и по-новому услышать подзабытые было в социалистическом лихолетье мотивы. Романсы, такие как «Нищая» Алябьева и Беранже, «Жалобно стонет» Михайлова и Пугачева, с успехом исполнявшиеся когда-то низким голосом Вари Паниной, у Козина приобретали особую проникновенность, разнообразились оттенками баллады и легкого речитатива.Вадим Алексеевич даже не перепевал прежних исполнителей, а скорее, по-своему переживал, казалось, давно известные темы. Необычайная популярность певца позволяла сметливым руководителям Ленгосэстрады, а с 1933 года Мосэстрады (певец переехал в Москву) под «прикрытием» Козина делать немалые кассовые сборы, предлагая публике другие, менее популярные номера и программы.Некоторые, даже маститые исполнители, исключали из своего репертура песни после того, как смогли услышать их в исполнении Вадима Козина.

Грампластинки, записанные Вадимом Алексеевичем, мгновенно исчезали с прилавков магазинов и лавочек.А нуждавшаяся в заморском шеллаке, из которого изготавливались пластинки, Советская промышленность, периодически осуществляла прием от населения битых и заигранных пластинок, предлагая на обмен за дюжину одну дефицитную, зачастую, все с тем же исполнителем Козиным. В предвоенные и военные годы слава певца достигла зенита. Он приобрел не только всеобщее признание таланта, но и искреннюю всенародную любовь. Козин дает многочисленные концерты, записывается на пластинки, тираж которых заметно превышает по числу записи других певцов, выезжает с аккомпаниатором на линию фронта, выступает на кораблях, в госпиталях.

В 1942 году за неутомимый вклад в дело Победы Вадима Алексеевича представляют к правительственной награде — ордену «Красной звезды». Однако в 1944 году имя эстрадной звезды, в течение двух десятилетий не сходившее с афишных тумб по всей Стране, в одночасье исчезло с печатных страниц. И начались длительные скитания по магаданским лагерям. Вероятно так уж тогда сложилось: чем ярче и заметнее личность, тем проще было оказаться низвергнутым. Освободившийся досрочно в 1950 году Вадим Алексеевич, на материк возвращаться не стал. Человек не простого характера и в достаточной степени амбициозный, Козин не пожелал предстать в Столице униженным просителем с клеймом «врага народа», окончательно связав свою дальнейшую жизнь с Магаданом, став некой городской достопримечательностью. Со временем, полюбив суровый край, Козин даже составил объемный репертуар из магаданских песен, прославляющих трудовой народ и северные красоты. В то время концертная деятельность певца ограничивалась чаще пределами Магаданской области, где он выступал в качестве эстрадного артиста муздрамтеатра.

Лишь в 1958 году Министерство культуры СССР разрешило Козину концертную поездку по Российским городам. Побывал он тогда и в Воронеже. «Это было летом 1958 года», -вспоминает известный Воронежский журналист В.Б.Юдин, -«Переполненный зал филармонии с нетерпением ожидал начала концерта, причем среди поклонников встречались люди всех возрастов. На сцену с одной стороны вышел не высокий лысеющий мужчина в светлом костюме и белой „бабочке“, — это был. Тем временем с другой стороны к роялю быстро подошел аккомпаниатор Тернер. Не затягивая разглядывание зрителями самого себя, петь начал сразу без поклонов и и вступительных речей. Уже после первой песни Козин овладел залом всецело.

Концерт был долгим. Певец исполнил, наверное, не менее тридцати песен и романсов. Выступление имело оглушительный успех. А спустя пару лет», -продолжал с улыбкой вспоминать Валентин Борисович, -«в том же зале во время выступления модного певца нового поколения, в одной из коротких пауз с галерки гулко прозвучал мужской голос: „А Козин эту песню пел лучше...“ Пожалуй гастроли 1958 года были самым ярким и последним послелагерным турне маэстро по стране. Воронежская газета „Коммуна“ тогда писала: „Воронежцы с интересом слушают талантливого певца В.Козина. В репертуаре артиста его произведения: “Песня о буденновском бойце»(слова Щипачева), «Когда проходит молодость» (слова Фатьянова), «Любушка» (слова Ядова), «Письмо Магаданцев в Москву» (слова Нефедова) и другие, а также старинные русские романсы и песни. Большой интерес у слушателей имела «Песня о французском солдате» Ж.Косма, исполненная проникновенно и выразительно."

В шестидесятые годы Козин продолжает писать и исполнять песни магаданского цикла. Участвует в концертах местного масштаба и большая страна почти на тридцать лет тихо забывает некогда популярнейшую фамилию, пока на центральном телевидении не вышла программа А.Караулова «Момент истины», в одной из которых тележурналист ведет беседу с одиноким состарившимся певцом в его однокомнатной магаданской квартире, из скудного интерьера которой телезрителям, пожалуй, запомнился лишь стеллаж с книгами, рояль и… валенки. Да, да, валенки, ставшие любимыми тапочками певца до конца дней и которыми он все еще иногда нажимал на педали старого рояля… Умер Вадим Алексеевич 19 декабря 1994 года. «Козиным завершилась целая эпоха в отечественной культуре», — писала в некрологе Магаданская газета «Территория», -«Вадим Козин не вмещается в рамки какого-то жесткого определения — »эстрадный певец", «камерный певец». Он был просто певцом..." 

Яков Гройсман, Максим Кравчинский

Понравилась статья? Разместите у себя в соцсетях ссылку на эту страницу. Пусть про нее узнают как можно больше людей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!