18+
Все новости

Музыкальные термины

Кабаре

КАБАРЕ (cabaret— фр.) — артистический кабачок. Первоначально возникло во Франции как место встреч и творческих забав литераторов, музыкантов, художников, актеров. Появление кабаре связано с общественной атмосферой, царившей во Франции после поражения в войне с Пруссией, крушением прежних политических, идейных и духовных ценностей. Колыбелью кабаре был Монмартр, где богема стремилась укрыться от буржуазной публики и буржуазного искусства. В «Ша нуар», первом кабаре, основанном Рудольфом Сали в 1881 г., собирался тесный кружок писателей, композиторов, живописцев — сюда приходили Ги де Мопассан, А. Тулуз-Лотрек, Сара Бернар и др. Для многих кабаре было единственным местом, где они находили единомышленников во взглядах на современное искусство. Стены кабаре украшали картины непризнанных художников, со сцены читали свои произведения непризнанные литераторы, звучала музыка непризнанных композиторов.

В непрерывных беседах, конферансах, сатирических песенках, пародиях, разыгрываемых театром теней, высмеивались официальное искусство, фигуры политических деятелей и, больше всего, буржуа, глухих к голосу настоящего искусства. Одновременно кабаре — трибуна, где провозглашались идеи нового художественного течения — символизма. Второе, ставшее знаменитым кабаре — «Мирлитон» основал бывший певец «Ша нуар» Аристид Брюан. Программа «Мирлитон» состояла в основном из песенок самого Брюана, в которых повествовалось о жизни и типах городского «дна» — ворах, проститутках, сутенерах. Костюм, манеры певца, хриплый грубый голос, персонажи его песен — все должно было эпатировать буржуазного зрителя, который хлынул в кабаре, привлеченный непривычным и острым зрелищем. Из неприступной цитадели богемы, лишенной коммерческого духа, кабаре превратились в маленькие театрики с оригинальной программой, развлекающие европейского буржуа. Художники-моменталисты набрасывали изящные эскизы под музыку, поэты читали свои стихи «в декадентском роде»; пикантные песенки, «танго смерти» щекотали нервы пресыщенных зрителей. Мотивы смерти, популярные в эпоху неоромантизма, в кабаре превращались в своего рода особый кабаретный стиль.

Он обнаруживал себя в гриме актрис, обводящих глаза черными кругами, в содержании номеров («Танец скелетов»), в оформлении зрительных залов, росписи стен с непременной фигурой смерти. К концу XIX в. К. сформировались в новую зрелищную разновидность, сблизившись в одном случае — с ранее возникшим варьете, в другом — с «театром малых форм». Кабаре в России возникло в 1908. В течение десяти лет в Москве и Петербурге один за другим появляются «Летучая мышь» (1908), «Лукоморье» (1908), «Кривое зеркало» (1908), «Дом интермедий» (1910), «Черный кот» (1910), «Бродячая собака» (1912). «Привал комедиантов» (1915) и многие другие. Завоевав две столицы, К. распространяются по России — Одесса, Харьков, Киев, Иркутск и др. К созданию русского кабаре была причастна почти вся художественная элита Москвы и Петербурга: литераторы, поэты, живописцы, режиссеры (К. Станиславский, Вл. Немирович-Данченко, Евг. Вахтангов, В. Мейерхольд, Н. Евреинов, Ф. Комиссаржевский, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Бенуа, М. Добужинский, Н. Сапунов, С. Судейкин, Т. Карсавина, М. Фокин и многие другие). Одни видели в кабаре новое место для веселого времяпрепровождения среди близких по духу людей; другие — новую эстетическую философию; третьи — особое художественное пространство; четвертые — лабораторию новейших форм и формул. Мейерхольд на сценах «Лукоморья» (в инсценированном рассказе Э. По «Последний из Уэшеров») и «Дома интермедий» (в пантомиме по А. Шницлеру «Шарф Коломбины» и спектакле «Обращенный принц» по пьесе Е. Зноско-Боровского); Евреинов и Комиссаржевский в «Веселом театре для пожилых детей» (1909, «Черепос-лов, сиречь френолог» К. Пруткова, «Веселая смерть» Евреинова) осуществляли эксперименты в области условного театра. В «Бродячей собаке» устраивались веселые литературные игры и серьезные вечера поэзии, музыкальные импровизации и концерты классической музыки, пародийные чествования гостей и серьезные диспуты. Русские кабаре возникли под прямым воздействием западноевропейских образцов. Однако новый жанр опирался и на собственную традицию: вечера в салонах и литературных кофейнях, закулисные шутки, пародии и, наконец, капустники, из которых родилась в МХТ «Летучая мышь».

Послереволюционные годы в России — точнее, эпоха нэпа — вызвали к жизни новую волну кабаре: «Балаганчик», «Нерыдай», «Стойло Пегаса», «Коробочка», «Кривой Джимми», «Пикадилли», «Павлиний хвост» и многие другие. В кабаре «Нерыдай» (1921-1924, рук. А. Кошевский) собиралась талантливая театральная молодежь — Р. Зеленая, М. Гаркави, М. Жаров, И. Ильинский. Завсегдатаями К. были одаренные литераторы — В. Ардов, В. Масс, А. Мариенгоф, В. Шершеневич и др. Художники левого толка соседствовали с «махровейшими цветами нэпа» (В. Инбер). В кабаре «Таверна заверни» (1921) и «Кривой Джимми» (1919 — Киев, рук. К. Марджанов, 1922 — Москва, реж. А. Алексеев) выступали актеры Л. Колумбова, А. Перегонец, Алексеев, С. Антимонов, Ф. Курихин, М. Яроцкая. С концом нэпа К. в России прекращают свое существование. В Советском Союзе после попытки создания политического кабаре на основе «Синей блузы» с конца 20-х гг. кабаретная традиция продолжала существовать лишь в виде капустников, пародийных театриков в домах творческой интеллигенции. В Ленингр. доме искусств начиная с 1929 ставили «веселые вечера» Д. Гутман, Н. Петров, Н. Сурин, тексты писал В. Поляков. В 1938-1941 подобные вечера регулярно устраивались в Доме работников искусств в Пименовском пер. в Москве, впоследствии — в ЦДРИ. В Ленинграде в эти годы существовал «Небольшой большой театр». После войны при Доме актера ВТО был создан ночной театр — позднее «Синяя птичка», руководитель В.Драгунский. С 60-х гг. в Ленингр. доме искусств регулярно устраивались капустники, режиссер А. Белинский. В 90-х гг. в Москве, Санкт-Петербурге, Воркуте, Иркутске и других небольшие группы актеров-энтузиастов пытаются реставрировать жанр. В Москве под руководством Г. Гурвича успешно работает «Летучая мышь», название которой (также само помещение в Б. Гнездниковском пер.) восходит к театру-кабаре

Н. Балиева. Л. Тихвинская
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить в нашей группе в Фейсбуке
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Реклама
купить сигары
Афиша
Инна Наговицына с программой Городские встречи
Владимир Белозир в программе Холодный рассвет
Владимир Ждамиров с программой "От души!"
Концерт Александра Новикова в Санкт-Петербурге! 21 апреля, БКЗ «Октябрьский»
Владимир Белозир в программе Я соберу друзей
Александр Фрумин (фото разных лет)
Парад талантов и профессий
Фото Аркадия Северного с разных концертов
Константин Крымский на съемках студии Ночное такси
Евгений Кемеровский и Мухтар Хордаев в Доме искусств
Лучшее за месяц
Видео шансон
Михаил Бурляш встретил свою "Пампушечку"
Феликс Шиндер и группа «Деньги вперед»
Анатолий Могилевский выпустил новый видеоклип Мне сейчас так легко
Группа «Деньги вперед» выпустила новый клип
Шансонье Игорь Кранов выпустил дебютный видеоклип