18+
Все новости

Музыкальные термины

ВИА

ВИА — аббревиатура «вокально-инструментальный ансамбль», получившая официальный статус в 1970 на IV Всес. конкурсе артистов эстрады. Возникли в едином потоке с первыми отечественными самодеятельными рок-группами в середине 60-х гг., постепенно из него выделившись. Творчество «Битлз» и их последователей, по разным каналам проникавшее в молодежную среду, произвело, по образному выражению А. Вознесенского, «электрогитари-зацию всей страны». Три электрогитары, ударные, электроорган, усилительная аппаратура, система микрофонов — состав ВИА говорил о том, что появилась некая советская разновидность англо-американской рок-музыки. Казалось, все молодое население, вооружившись гитарами, бросилось сломя голову в ВИА.

Группы организовывались в рабочих клубах, в армейской худож. самодеят., в сельских домах культуры, в школах и жэках, в студенческой среде. Большинство участников обладали примитивным музыкальным опытом, не имели никакого специального образования, лишь немногие один-два года обучались в музыкальной школе или имели неполное среднее музыкальное образование. К началу 1974 количество только зарегистрированных ВИА по всей стране достигло 160 тыс. (в том числе самодеятельных), что составило свыше миллиона участников — молодежи в возрасте от 16 до 35 лет. В крупных городах число ВИА приближалось к огромным цифрам — от 200 до 400 и более ансамблей на один город. Стремительно росло и число профессиональных ансамблей, возникавших при всех филармониях: в 1982— 17 тыс., в 1983 зарегистрировано уже около 30 тыс.

Взрыв ВИА не остался незамеченным. Деятели официального искусства, не сговариваясь, забили тревогу: «Профессия музыканта резко деградировала. Она стала чрезвычайно доступна. Доступна для всех желающих попробовать свои силы в этой области». «Потеряны основные критерии того, что хорошо, что плохо. Причем потеряны до такой степени, что даже музыканты уже сплошь и рядом не могут определить, кто стоит перед ними». Несмотря на ожесточенные споры, ВИА имели успех у публики, особенно молодежной, и, что немаловажно, благодаря громкости звучания, использованию техники помогали осваивать «стадионные» площадки. Советская песня в новой «биг-битовой» аранжировке вошла в репертуар первых официально появившихся на эстраде ансамблей.

Это выглядело удачно найденной новой формой, как бы продолжающей линию традиционной «песенной» эстрады и одновременно осваивавшей лексику увлекательной для молодежи рок-музыки. И если со стороны руководящих инстанций рок-группы продолжали оставаться не только непризнанными, но и как бы незамеченными, то ВИА на том же этапе получили поддержку. Первый шаг сделали ленинградцы. В 1966 на концертной эстраде появился ансамбль «Поющие гитары», руководителем и участником его был Анатолий Николаевич Васильев. Участник самодеят. оркестра Ленингр. Дворца пионеров, он в начале 60-х гг. работал в ансамбле «Дружба» А. Броневицкого. В 1966 создал свой ансамбль, в который ввел три гитары, орган и ударные (впервые использовал самостоятельно сделанный ревербератор). Наряду с солисткой — вокалисткой Е. Федоровой запели все музыканты (отсюда название «Поющие гитары»). В «роковой» аранжировке зазвучали песни А. Колкера, А. Бабаджаняна, М. Блантера, Л. Книппера и многие др., русские народные песни «Тонкая рябина», «Калина» и др.

Стремясь к созданию своего «театра песни», в 1975 обращается к большой синтетической форме рок-оперы «Орфей и Эвридика» (муз. А. Журбина, либретто Ю. Димитрина, реж. М. Розовский). Почти одновременно в драмтеатрах вышли спектакли, созданные в русле бродвейских рок-опер («Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» в «Ленкоме»). «Поющие гитары», встав на путь театрализации, также повернули искания ВИА в русло мюзикла, рок-оперы, тем самым открыли казавшееся весьма перспективным «театральное» направление музыкальной эстрады. Спектакль «Орфей и Эвридика» в концертном исполнении имел стойкий успех. По линии создания театрализованных программ и спектаклей с использованием света, декораций, балета, пантомимы пошли с большим или меньшим результатом многие ВИА: рок-опера «Красная шапочка» — «Голубые гитары» под рук. И. Гранова, эстрадная опера «Алые паруса» А. Богословского по А. Грину — «Веселые ребята» под рук. П. Слободкина, рок-опера «Альтернатива» — ВИА «75» под рук. Р. Бардзимашвили, рок-мюзикл «Свадьба соек» — «Иверия» под рук. А. Басилаи и др. Всевозможные «музыкальные фантазии на тему», «музыкальные спектакли по мотивам», «музыкальные представления», «комедии с музыкой», «спектакли-песни», «драматические фантазии с музыкой» наряду с различными театрализованными эстрадно-музыкальными программами к началу 80-х гг. составили причудливую мозаику попыток театрализации. Но ни рок-опера, ни рок-мюзикл, действующие по особым законам драматургии, театра, хореографии, требующие особого актера, который умеет бегать, прыгать, фехтовать, быть акробатом и, одновременно, профессиональным певцом, у отечественных ВИА, в большинстве случаев, не выходили.

В традиционном концертном исполнительстве (ВИА не только выступали с сольными программами, но обычно участвовали в сборных концертах, завершая их большим блоком своих песен) изначально наметились две линии: ориентация на советскую песню в «биг-битовой» аранжировке и на фольклорную лексику («фолк-рок»). Подлинными лидерами «фолк-рока» стали белорусские «Песняры» (1968, на основе самодеятельного армейского коллектива «Лявоны»), они не только получили всесоюзную (и международную) известность, но и влияли на общее развитие отечественных ВИА. «Песняры» под руководством Владимира Мулявина, как и многие другие подражая ансамблю «Битлз», обратили особое внимание на возможность возрождения фольклора в современных ритмах рок-музыки. Поначалу фольклор был воплощен на сцене в живых картинках из народного быта (подобные номера были широко распространены в начале века). Белорусские народные песни («Ты мне вясною приснилась», «Ой, рано на Ивана», «Скрипят мои лапти», «Купалинки», «Косил Ясь конюшину») соседствовали в репертуаре с традиционной советской песней («Темная ночь» Н. Богословского, «Вологда» Б. Мокроусова, «Березовый сок» В. Баснера, «Беловежская пуща» А. Пахмутовой и др.). Сотрудничая с композиторами самых разных поколений — О. Фельдманом, В. Шаинским, Д. Тухмановым, В. Резниковым, «Песняры» все больше внимания сосредоточивали на этнографических экспедициях, сборе народных песен разных эпох (от XI до начала XX в.). Этнографические изыскания проводились и по сбору старинных народных инструментов (первые ввели эти инструменты), одежды, всевозможной утвари (экспедиции проходили в отдаленных районах. Постепенно, резко сократив в репертуаре количество авторских песен, стали осуществлять одну за другой монументальные театрализованные вокально-инструментальные композиции, тяготеющие к формам кантаты, оратории, мюзикла («Павлинка», «Пинские шляхи»). Этапной стала театрализованная сказка на ст. Е. Евтушенко «Ванька-Встанька», решенная в духе русского фольклора (1974).

Весной 1975 состоялась премьера оперы-притчи в семи картинах «Песня о доле» на текст поэмы «Извечная песня» Я. Купалы (пост. В. Яшкина). В «бит-опере» — так определили жанр «Песни о доле» сами авторы — соединились обрядово-хоровые традиции и традиции народного площадного театра, использовались старинные плачи, лирические и трудовые песни, обрядовые хороводы, вводилась старинная манера исполнения, музицирование на многочисленных народных инструментах (дудки, лира, цимбалы, трещотки). Опыт белорусских «Песняров» на российской почве развивает ВИА из Челябинска «Ариэль» (лауреат V Всес. конкурса артистов эстрады, 1974), как и многие другие, родившийся в недрах самодеятельности. Прозвучавшие на конкурсе в обработке руководителя и участника ансамбля Валерия Ярушина (бас-гитара) русские народные песни «Ничто в полюшке не колышется», «Я на камушке сижу» и другие отличались бережным отношением к фольклору, «талантливым обогащением первоисточника современными гармониями и ритмами» (Н. Богословский // Коме, правда. 1975. 26янв.).

К фольклорному направлению примыкает и целый ряд ВИА. Русская народная песня, старинный романс дали жизнь ВИА «Добры молодцы» (руководитель Вс. Новгородцев, позднее, 1971, А. Киселев). В их исполнении прозвучали «Лучина», «Про комара», «Утушка луговая», «Вечерний звон», «Выходили красны девицы», «Что ты жадно глядишь на дорогу». В репертуар входили также песни композиторов Богословского, Фельимана, Тухманова, В. Добрынина, Антонова. По-своему прочитали русскую народную песню ВИА «Коробейники» («Всю-то я вселенную объехал», «Однозвучно звенит колокольчик»). Группа пошла и на смелый творческий эксперимент, обратившись к советской классике — поэме Г.Свиридова «Памяти С.Есенина». Огромным успехом пользовался старинный романс «Ямщик, не гони лошадей», прозвучавший в мягкой джазовой обработке в стиле 50-х гг. ВИА «Кобза» (1972), «Водограй» (1973) играли джаз-рок, основанный на украинском фольклоре.

Преодолевая трудности аранжировок традиционного одноголосного фольклора, внесла свой вклад в фольклорное направление группа «Ялла» (рук. Ш. Низамутдинов, затем Ф. Якубов, 1972); в инструментальный состав вводились народные дойра, тамбур, рубаб, обрабатывались старинные узбекские темы. В русле традиционного концертного исполнительства работали многочисленные «песенные» ВИА. Пионером этого направления, имевшим свое индивидуальное лицо, оказались «Ве-селые ребята». Как «песенный» коллектив получил известность ВИА «Самоцветы» (дебютировал в 1971). Его руководитель Юрий Маликов ориентировался на создание шоу-программ с танцевальными номерами, с участием артистов речевых жанров. В 1975 из состава «Самоцветов» выделился ВИА «Пламя» во главе с музыкантом и композитором С. Березиным. Молодой коллектив привлек внимание известных композиторов, для него писали М. Фрадкин, Шаинский, Пахмутова, Г. Мовсесян. Внимание к авторскому слову, к содержанию песни (в отличие от многих ВИА, для которых главным становился ритм), к социальным мотивам отличало выступления «Пламени».

Но наряду с целым рядом ансамблей, по праву завоевавших любовь зрителей, появилось множество «однодневок», похожих и по репертуару, и по манере исполнения. Первый взрыв увлечения ВИА сходил на нет. К началу 80-х гг. они вступают в полосу кризиса, совпавшего с кризисом советской песни. Попытки отойти от идеологического клише застойных лет вызывают критику «сверху», всевозможные запреты. В 1983 создается квалификационная комиссия при Министерстве культуры РСФСР, через нее, чтобы получить право на публичные выступления, должны были пройти все ВИА. Уже в 1984 их количество по сравнению с предыдущим годом уменьшается вдвое (14 тыс.). К концу 80-х гг. мощный поток ВИА постепенно иссякает. На авансцену выходят рок-группы. Наиболее «устойчивые» ВИА превращаются в своеобразные музыкальные центры, осуществляющие функционирование артистических сил (центры Слободкина, Гранова и др.). Приемы, выработанные лучшими ВИА в области эстрадной театрализации, сценического воплощения песни, подхвачены и по-своему использованы различными «коммерческими» ансамблями конца 80-х - 90-х гг.

Л. Бубенникова
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Больше по темам: ВИА
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Марик Чизано - Любимая
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Реклама
купить сигары
Афиша
Фоторепортаж с юбилея Алексея Адамова в трактире Бутырка
Гера Грач на съемках студии Ночное такси
В Калининграде 12 ноября 2016 года "Матросский концерт"
Съемки фильма-концерта "Ночное такси. Новое и лучшее" 29 августа 2016 года. Часть 3
Михаил Бурляш дал первый концерт в Москве
Лучшее за месяц
Видео шансон
«Тум-балалайка» шагает по планете…
Кеша Гомельский записал песню памяти Вячеслава Стрелковского
Михаил Бурляш выпустил новый видеоклип
Ольга Роса - Газель
Жека (Евгений Григорьев) - Венеция