18+
Все новости

Музыкальные термины

Аккомпаниатор

АККОМПАНИАТОР (фр. accompagnateur-сопровождающий) — исполнитель партии аккомпанемента; артист, сопровождающий выступление солиста (ансамбля) игрой на муз. инструменте. Искусство музыкального сопровождения столь же древнее, как и сама музыка. Но профессия аккомпаниатора возникла сравнительно недавно, что связано как с эволюцией аккомпанемента, так и с развитием концертного дела. Аккомпанемент в его современном понимании — как гармоническая и фактурная опора, поддерживающая и обогащающая партию или основной мелодический голос, — формируется на рубеже XVT—XVII вв. вместе с утверждением в муз. практике гомофонно-гармонического склада. Поначалу композитор выписывал лишь нижний, басовый голос аккомпанемента, снабжая его условными цифровыми обозначениями, которые намечали гармонический план произведения (так называемый цифрованный бас, или генерал-бас).

Расшифровка этих обозначений предоставлялась на усмотрение исполнителя, который самостоятельно определял необходимое количество голосов, конкретизировал аккордику, выбирал те или иные фактурные приемы, фигурации, украшения и т. п. Естественно, что при этом аккомпанемент каждый раз творился заново, и его конкретный облик в значительной мере зависел от таланта исполнителя, от его композиторских навыков. Такая практика существовала вплоть до середины XVIII в. (в несколько измененном виде продолжает существовать и сегодня в импровизационном джазе). Но уже со второй половины столетия композиторы стали выписывать аккомпанемент полностью, не доверяясь более случайностям исполнительской интерпретации цифрованного баса. В отличие от последнего, такое фиксированное муз. сопровождение стали называть обязательным, или облигатным, аккомпанементом, а его исполнителей— Аккомпаниаторами. Первыми профессиональными аккомпаниаторами были театральные репетиторы и концертмейстеры, которые разучивали вокальные партии с солистами И хором и сопровождали репетиции балета, а также таперы, игравшие на танцевальных вечерах и балах, в танцклассах и пр. При необходимости они же аккомпанировали солистам и на концертной эстраде. В первой трети XIX в. аккомпанемент большинства песен, романсов, инструментальных пьес, звучавших в концертах, играл чисто вспомогательную роль, был несложен по фактуре, и его мог исполнять любой музыкант, более или менее сносно владевший инструментом. Это мог быть и заезжий виртуоз, и местный любитель музыки. Нередко один и тот же исполнитель выступал в концерте и как солист, и в составе ансамбля, и в качестве аккомпаниатора. С течением времени художественное значение аккомпанемента в инструментальной и вокальной музыке XIX—XX вв. повышается, он усложняется и приобретает новые выразительные функции. В романсах и песнях Ф. Шуберта, Р. Шумана, X. Вольфа, Э. Грига, П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова и многих других композиторов аккомпанемент как бы «договаривает» невысказанное солистом, углубляет психологическое содержание музыки, ее драматургию, создает необходимый иллюстративный фон. Из простого сопровождения он часто превращается в партию, не уступающую сольной по своей художественной значимости. Аккомпаниатор становится равноправным участником ансамбля, в идеале партнером солиста. Не удивительно, что с середины XIX в. в качестве аккомпаниатора зачастую выступают композиторы и выдающиеся музыканты-инструменталисты. Великолепными аккомпаниаторами были, в частности, М. Глинка, Мусоргский, Рахманинов. Уже в наше время широкую известность получили такие ансамбли, как Н. Обухова (а позднее — И. Козловский) и гитарист А. Иванов-Крамской, С. Рихтер и Н. Дорлиак, М. Ростропович и Г. Вишневская.

В отличие от филармонического, эстрадный аккомпаниатор был не только исполнителем авторского текста. Помимо этого от него требовалось умение играть по слуху и импровизировать, транспонировать аккомпанемент в удобную для исполнения тональность, подбирать сопровождение к любой мелодии, владеть разнообразными композиторскими и организационными навыками. Нередко именно из среды эстрадных аккомпаниаторов выходили авторы популярных романсов, песен, куплетов, обработок и иных бытовых жанров. Среди них — Я. Пригожий, долгие годы проработавший аккомпаниатором в моск. «Яре», А. Чернявский, много лет выступавший в качестве эстрадного аккомпаниатора в Петербурге и ряде провинциальных городов. Автором многих песен и обработок, исполнявшихся Н. Плевицкой, был ее постоянный А. А. Зарема. Репертуар А. Вяльцевой пополняли произведения А. В. Таскина, который, помимо прочего, занимался и организацией ее концертов. Он работал также с Ф. Шаляпиным, Н. Фигнером, И. Тартаковым, с его именем связан и блестящий дебют Изабеллы Юрьевой, состоявшийся в начале 1922 (позднее ее аккомпаниатором стал начинающий тогда композитор А. Полонский). В 70-80-е гг. вместе с характерной для этого времени «электрификацией» и «электронизацией» эстрады традиционный эстрадный аккомпаниатор постепенно уступает свои функции разного рода ансамблям, фонограмме («саунд-треку») и т.п.

Л. Левин
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить в нашей группе в Фейсбуке
Ефим Кулебякин - Дед купил Юпитер-202
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Реклама
купить сигары
Студия «Ночное такси» представляет концерт Игоря Васильева в Санкт-Петербурге! 27 мая, Sound-Cafe «LADЫ»
Студия «Ночное такси» представляет концерт Альбины Десницкой в Брянске! 21 октября, КЗ «Дружба»
Роман Юрченко - Положительный заряд
Инна Наговицына с программой Городские встречи
Владимир Белозир в программе Холодный рассвет
Лучшее за месяц
Видео шансон
11 лет без Николая Резанова… (ансамбль «Братья Жемчужные»)
За окошком свету мало – новое рождение песни…
«Одна на всех Победа…»
Михаил Бурляш встретил свою "Пампушечку"
Феликс Шиндер и группа «Деньги вперед»
Шансон над Волгой-2017 (большой фоторепортаж)
Борис Жердин – от бурлеска до гротеска
Александр Фрумин (фото разных лет)
Парад талантов и профессий
Фото Аркадия Северного с разных концертов