18+
Все новости

Ариэль – три вопроса к ВИА

Отшумели полемические баталии, в пылу которых сторонники ВИА столь же рьяно защищали их, сколь противники отвергали. Стало ясно, что ВИА — определенное направление современной эстрадной музыки и как таковое требует к себе пристального внимания. Время и концертная практика дифференцировали вокально-инструментальные ансамбли, расставив их в неофициальной, но весьма конкретной табели о рангах.

Теперь публика уже не кидается сгоряча на концерт любого ВИА, аншлаги делают лишь избранные, и, как правило, привязанности публики отражают объективную расстановку сил в этом жанре. Чтобы разобраться в сути этой дифференциации, надо, видимо, составить представление о творческом облике того или иного коллектива. Сделать это помогут три простых вопроса. Зачем ансамбль выходит на сцену? Что он исполняет? Как он это делает? Попытаемся ответить на эти вопросы на примере нескольких ВИА, недавно выступавших на московских концертных площадках. Зачем выходит на сцену челябинский ВИА «Ариэль», ансамбль определил в самом начале своего творческого пути. Затем, чтобы еще раз показать людям красоту русской народной песни.

Русская песня звучит на эстраде в исполнении талантливых певцов и народных хоровых коллективов, но «Ариэль» поставил перед собой задачу утверждать не только этнографическую красоту песни, но и правомочность ее современного изложения. Освоив исполнительские традиции русского пения, ансамбль развивает их в своем направлении. В отличие от многих ремесленных ВИА, бездумно, а порой и уродливо препарирующих русское песенное богатство, «Ариэль» подходит к аранжировке народных песен бережно, с любовью, сохраняя душу песни, создавая вместе с тем современными выразительными средствами яркие вокально-инструментальные композиции. Русские песни в аранжировке ансамбля стали украшением его программ и пользуются заслуженным успехом у любой аудитории. Концертная практика, между прочим, уже давно и убедительно доказала закономерность успеха тех ВИА, творчество которых базируется на народной основе: белорусские «Песняры», грузинский «Орэра», молдавский «Ори-зонт», узбекский «Ялла», украинский «Червона рута» — примеров множество. Все названные ансамбли различны по исполнительской манере, объединяет же их общее — любовь к народным песням, мастерство их транскрипций. Однако народная песня не единственная область творческих устремлений «Ариэля». Его программы разнообразны по стилям, образам, настроениям, но во всех четко просматривается основная творческая концепция ансамбля: каждая песня должна нести в себе определенный идейный и эмоциональный заряд. Что же исполняет ансамбль? В его последней программе красочный блок из четырех русских песен: «Блоха», «Нахлебалася пресного молока», «Долина-долинушка» и «Уж ты, Порушка-Параня». Можно позавидовать коллективу, которым руководит такой мастер аранжировки, как Валерий Ярушин: музыкант тонко чувствует природу русской песни, владеет всеми средствами жанра и знает исполнительские возможности своего ансамбля. Сумма всех этих достоинств рождает интересные композиции, насыщенные сочными гармониями, полиритмией, динамикой. Один из наиболее впечатляющих номеров программы — реквием памяти П. Неруды. Страстная патетика стихов А. Вознесенского нашла достойный музыкальный эквивалент в клавире Ярушина.

Органист ансамбля С. Шариков написал проникновенную лирическую песню «Ты — музыка», в которой ощущается широкое дыхание мелодии, настоянной на народных распевных интонациях. Он же— автор мягкой лирической шутки «Взгляды домашних животных», в которой поднимается важная тема воспитания доброты. А скомороший лубок в народной «Блохе», лирическая юмореска «На острове Буяне», веселое озорство «Сна ковбоя» полны юмора. Тематическое и жанровое разнообразие песен требуют и широты исполнительских средств. Вопрос ЧТО исполнять стоит в неразрывной связи с вопросом КАК исполнять. Ансамбль «Ариэль» легко узнаваем по почерку. Сочное многоцветие фольклорных красок органично сочетается с современной ритмогармонической структурой. Вдумчивое отношение к содержанию песни заставляет ансамбль доносить текст в самых сложных полифонических композициях, этим же определяется и точный баланс вокального и инструментального начал. «Ариэль» охотно пользуется певческими подголосками, контрапунктом, характерными для русского народного пения, и Дополняет их красочными сочетаниями инструментальных тембров. Отличный вокальный строй и уверенное владение инструментами довершают творческий облик этого талантливого коллектива.
Е. Надеждинский, Музыкальная жизнь, номер 19, 1980
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Больше по темам: Ариэль
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Стивен Корж - Show must go on (Всё сможет он!)
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Реклама
купить сигары
Афиша
Гера Грач на съемках студии Ночное такси
В Калининграде 12 ноября 2016 года "Матросский концерт"
Съемки фильма-концерта "Ночное такси. Новое и лучшее" 29 августа 2016 года. Часть 3
Михаил Бурляш дал первый концерт в Москве
В Калининграде прошел «Матросский концерт»
Лучшее за месяц
Видео шансон
«Тум-балалайка» шагает по планете…
Кеша Гомельский записал песню памяти Вячеслава Стрелковского
Михаил Бурляш выпустил новый видеоклип
Ольга Роса - Газель
Жека (Евгений Григорьев) - Венеция