18+
Все новости

Радио Шансон

"Радио Шансон" как оно есть

В тот день на нее натыкались случайно, как правило, включив "автопоиск" в автомобильной пробке. И в тот день уже точно не переключались никуда.
Одни - от радости ушам своим не верили, что дождались, другие - вслушивались с недоумением и всевозрастающим интересом, третьи - с раздражением и брезгливостью...
Это было 15 августа 2000 года. Радиостанция "Радио Шансон" впервые вышла в эфир.
Появившись в перегруженном московском эфире, да еще не на FM, а на УКВ, безо всякой предварительной рекламной кампании, с музыкальным материалом, которого не было ни на одной радиостанции - "Радио Шансон" не только не умерло от недоедания и детских болезней, но и имело дерзость, несмотря ни на что, прекрасно развиваться все это время, попутно совершив несколько революций в радиобизнесе...

У честного человека язык не повернется сказать, что "Радио Шансон" появилось из ниоткуда на пустом месте. Скорее, удивительно то, что никто не додумался до этого раньше. Ведь все эти песни в огромном количестве существовали на аудиокассетах и дисках. И в таком же огромном количестве продавались и продаются. Умом Россию действительно не понять, если учесть то, что радиостанция, поднявшая огромный песенный пласт, собравший в себе различные музыкальные культуры, причем все это русскоязычное и безо всяких натяжек народное - появилась в эфире спустя 11 лет после возникновения в России первой коммерческой радиостанции.

Так же странно, наверное, выглядело бы появление, скажем, во Франции в первую очередь радиостанции, крутящей народные монгольские песни, и только спустя годы - французские. Но главное - все же появилась!
Что же есть музыка, называемая шансоном? Само слово в переводе с французского значит "песня". Ни больше, ни меньше. И песни, звучащие на "Радио Шансон" - это именно песни, а не так называемые "музыкальные композиции". Это песни со смыслом, как правило они исполняются самим автором, в них обязательно присутствует жизненная история, и потому им так хочется сопереживать. Если в двух словах - песни эти искрение и честные. От чьего бы лица они не исполнялись, к какому бы жанру не тяготели, какую бы ситуацию не описывали - они правдивы. А правда не всегда расхаживает в бальном платье - чаще на ней менее романтическое одеяние. Кстати, доля романтики в этих песнях тоже не маленькая. Это определение в известной мере употребимо ко всему песенному материалу "Радио Шансон" - и к бардовским песням, и к городскому романсу, и к песням, относящимся к пласту каторжанской, "блатной" культуры. Хотя, если сравнить нынешнее наполнение эфира "Шансона" с тем, которое было год назад, то несложно заметить, как оно изменилось. Не стало песен с ненормативной лексикой, нет-нет, да проскакивавших раньше, очень выросло качество фонограмм. Да и сами исполнители, ориентируясь на высокие требования радиостанции, стали намного серьезнее относиться к качеству своих текстов и аранжировок. Что ж, это вполне закономерно - молодой растущий организм "Радио Шансон", избавился от своих детских болезней. А кто ими не болел в детстве?


Впрочем, обо всем по порядку.
Проект как таковой был задуман Владимиром Масловым, Игорем Ярковым, Игорем Елизаровым и Александром Фруминым.

Владимир Маслов,
член правления радиокорпорации "Радио Шансон":

- Одно время существовал миф о том, что "Радио Шансон" - один из проектов "Русского Радио". "Радио Шансон" - изначально абсолютно самостоятельный проект - не имеет никакого отношения к "Русскому радио". "Радио Шансон" не имеет никакого отношения и к радиостанции "Радио Петроград-Русский Шансон", вещающей в Санкт-Петербурге. Музыкальная составляющая питерской радиостанции более жесткая, более приближенная к "блатной" тематике. Мы же добивались - и добились - ориентации на лучшие музыкальные образцы, относящиеся к жанру шансона. А это авторская песня, традиционный и современный городской романс, рок - музыка, русский джаз, народные песни, песни из кинофильмов. И среди этого мы проводим тщательный отбор, главным критерием которого всегда будет качество. Хоть "Радио Шансон" - это коммерческий проект, но никакой ротации за деньги на "Радио Шансон" не было и нет. Мы стремимся к тому, чтобы у нас в эфире звучал хороший, качественный материал - честный, правдивый и добрый, с хорошими текстами. А такой материал не предполагает каких-либо финансовых отношений с исполнителем...

Игорь Ярков,
член правления радиокорпорации "Радио Шансон":

- Мы формируем свой материал именно из соображений качества, и если новая программа не успевает расти вместе со станцией, то мы ее снимаем. И идем на это из уважения к нашему слушателю.
Наша радиостанция вещает в более чем 50 городах на территории России и за ее границами, зона вещания постоянно расширяется - значительно быстрее, чем мы думали! Уже привычными стали постоянные звонки из регионов - люди хотят работать с нами, транслировать "Радио Шансон" в своих городах. Причем никакой специальной работы в этом направлении не ведется - люди находят нас сами, потому что хотят слушать шансон! Есть планы расширить сеть вещания до уровня международной. В частности, вещать за рубежом в местах проживания наших соотечественников. В сети Интернет мы уже вещаем.
Вообще планов у нас громадье! Во-первых - международный фестиваль "Звезды Шансона". Будет проводиться большой, на очень серьезном уровне, конкурс исполнителей этого жанра, причем распределение призов и мест никак не будет зависеть от руководства радиостанции - все будет решать жюри и, в весьма большой степени, зритель. Также будет приглашена иностранная аудиторская компания для проверки решений жюри. Идет формирование серьезного концертного отдела, поскольку музыкальный формат располагает к проведению концертов. Есть планы продюсирования перспективных молодых артистов, если они будут появляться, причем продюсирования в полном объеме - с концертной деятельностью...
"Радио Шансон" стало сенсацией года. Каждый день программному директору Вадиму Наливайко люди приносят компакт-диски со своими песнями, добрые слова говорят при встрече Ксении Стриж, не смолкают телефонные звонки в студии во время прямых эфиров. Причем возраст, материальное и социальное положение слушателей настолько разные, что с уверенностью можно сказать, что "Радио Шансон" слушают все!
Многие слушатели, особенно те, что постарше, вообще до этого не слушали радио! Взрослого человека, с богатым жизненным опытом, трудно провести на мякине. И если такой человек стал слушать радио - значит там появилось что-то настоящее и неподдельное! И это на самом деле так - ведь во главу угла поставлены интересы слушателя. А это в первую очередь - уважение к нему. Например, выражающееся в том, что эфир "Радио Шансон" не перегружен рекламой, каких бы выгод ни сулило увеличение количества рекламных блоков.

Сергей Кункин,
генеральный продюсер:

- Рекламу на УКВ не размещал никто. Это было не принято по ряду причин: маленькая аудитория, это неэффективно, неинтересно и т.д. И тут появилось "Радио Шансон", которое первые полгода своего существования вещало в УКВ, и на нем была реклама - ее было много, она была интересна и все рекламные кампании, которые мы провели, были успешны! Более того - сама радиостанция перед своим первым выходом в эфир никак себя не рекламировала! И это в УКВ-диапазоне. И с первых же дней завоевала огромную популярность! А таких успехов, которых радиостанция добилась за год, не добивалась ни одна другая. С точки зрения рейтингов и продажи рекламного времени я могу назвать "Радио Шансон" одной из самых передовых радиостанций, которая эффективно и качественно продает рекламу, грамотно создает рекламные кампании, дающие максимальный эффект. Простой пример - летом у всех радиостанций специальные цены, большие скидки на рекламу, поскольку считается, что летом спад рекламного рынка. У нас же совершенно другая история: цены летом растут (они увеличиваются специально), а количество рекламодателей растет в геометрической прогрессии. Среди них страховые кампании, компании сотовой связи, организации, торгующие дорогими автомобилями, и множество других. Однажды пришлось срочно снимать с эфира рекламную кампанию одного кирпичного завода, потому что они продали весь наличный запас кирпича и еще на полгода вперед! Понятный эффект, если радиостанцию ежедневно слушают около 700 000 человек из различных социальных и возрастных групп, среди которых превалируют мужчины от 25 лет и старше.
При всем при этом в час идет всего лишь 4 рекламных блока, которые вмещают в себя только 2 минуты рекламного времени. И блоки эти увеличиваться не будут - скорее вырастет цена.
В задачу генерального продюсера входит не только взаимоотношения с рекламодателями. Важнейший аспект его деятельности - изыскивание средств на развитие радиостанции, на создание новых программ. Сюда же входит и организация "околостанционной" жизни - различные промоушн-акции, концерты, благотворительные аукционы - все то, что формирует имидж, лицо станции. В частности - грядущий грандиозный концерт на день рождения "Радио Шансон".
Смешные случаи бывают. Каждый раз, когда я приезжаю на переговоры куда-то первый раз, и секретарь докладывает шефу о моем приходе, происходит примерно следующее : из кабинета выходит человек и начинает искать глазами, глядя сквозь меня. Я стою. На мне хороший костюм, галстук, я, естественно, выбрит. Когда взгляд останавливается на мне, возникает пауза и вопрос: "Радио Шансон"? ...Это вы? ...Вы один?" Тогда я в свою очередь выдерживаю паузу и говорю, что это я, просто ватник свой я оставил в машине, а ушанку сдал в химчистку...
Прошедший год все расставил по своим местам. Безусловно, огромная заслуга "Радио Шансон" в том, что благодаря талантливому менеджменту, умелой и грамотной подборке песенного материала, тонко чувствующим ведущим с прекрасным русским языком - всей команде - удалось сломать стереотип, закостеневший в обывательском сознании, что песни, относящиеся к жанру шансона не более, чем хулиганствующая пошлость, песни преступных элементов, таксистов, недострелянных новых русских и вообще дурной тон. Хотя и тогда людей можно было разделить на две категории: на тех , кто любит "Радио Шансон" и на тех, кто делает вид, что не любит. Оказалось, что шансон - это в первую очередь огромное количество красивых, дотрагивающихся до сердца песен на родном языке. И бардовская песня, и фолк, и городской романс - это все народное искусство. Что же касается пласта каторжанской, тюремной песни - то у любого народа есть и собирательный образ удачливого (или наоборот) жулика, и песни от лица узника. Конечно, с этим можно не согласиться! Но тогда и великие народные песни: "По диким степям Забайкалья..." и "Славное море, священный Байкал..." относятся к "приблатненной" культуре, а стихи великого поэта: "Сижу за решеткой, в темнице сырой..." не более чем один из изысков тюремной лирики. Или все-таки нет? А ведь прошел всего год, а это крайне небольшой срок для таких глобальных изменений, которые произошли в сознании людей. А они произошли. За ворохами музыкальных поделок, почему-то называемых у нас в стране эстрадой, люди увидели настоящее, корнями уходящее глубоко в сердце каждого...Как говорят итальянцы: "Время - честный парень".
Теперь собирательный портрет исполнителя: это человек, безусловно, повидавший жизнь во всяких ее проявлениях - оттого и в песнях тоска и радость неподдельны, а ситуации вполне реальны и жизненны. Эти певцы не разъезжают в сверкающих лимузинах и не усыпают свои костюмы блестками, не устраивают эпатирующих акций и скандалов. И если исполнитель мужчина, то и выглядит он как мужчина - мужественно. Без крашеных прядей в волосах и центнера бижутерии на различных частях тела. И поют они не для того, чтобы прокормиться, а потому что не петь не могут. Их можно запросто встретить на улице - без батальона личной охраны - и узнать, который час или просто стрельнуть сигаретку...

Вадим Наливайко,
программный директор:

-...Мы изначально хотели охватить не какую-то конкретную аудиторию, а конкретный музыкальный материал. В нашей фонотеке примерно 4000 песен. Поэтому нас слушают и пионеры и пенсионеры, и очень богатые и среднего достатка люди, и высшее политическое руководство и последний дворник. По музыкальному наполнению - ключевых направлений у "Радио Шансон" несколько, жанры очень разные и подходят любой аудитории. Кстати, песни так называемой каторжанской культуры представлены у нас в очень малом количестве.
Когда мы начинали делать это радио, весь песенный пласт, относящийся к категории шансона был для нас незнакомым, и поэтому было очень интересно работать!
У нас на радио нет того, что принято называть "ди-джеем". У нас - ведущие. Это люди среднего возраста, поскольку аудитория радиостанции именно этого возраста, которая уже имеет свой собственный взгляд на жизнь, какой-то житейский опыт, и поэтому, если в эфире с ними будет чирикать девушка-пионерка (при всем моем глубоком уважении к любой девочке-пионерке, сидящей на радио) - это будет настолько неискренне...
С нашим материалом все-таки лучше работать человеку, который представляет, о чем говорить со слушателем. При отборе ведущих критерии таковы: самое главное - это четкий, внятный, грамотный и доступный русский язык - и мы очень "носимся" с русским языком, - и уважение к слушателю. И сейчас у нас команда вполне сложившаяся.
Что касается формата... Я сейчас пытаюсь адаптировать музыкальный формат AOR. Этот формат ориентирован не на отдельные хиты, а на альбомы. То есть количество исполнителей может быть не столь велико, но они по максимуму показывают свой материал...
Слагаемых успеха всегда больше, чем кажется. Но главное - это люди, которые и создают это произведение "радийного" искусства. Это личности музыкальных ведущих и ведущих авторских программ - их искренность, глубокое понимание человеческих душ и их стиль работы - спокойный и уверенный, безо всякой истеричности и болтовни ни о чем, формирующий интересный диалог со слушателем, какой бы темы ни касался разговор.

Ксения Стриж,
музыкальный ведущий:

-...Я знала, куда я иду. Мне был достаточно знаком этот жанр, хотя, конечно, не весь, поскольку пласт очень большой... И я была уверена, что это 100% успех, это то, что мне нужно, это единственный формат, с которым я еще не работала и это полностью соответствует моему настроению. И, кстати, я не думаю, что у народа появление "Радио Шансон" вызвало такой уж шок, поскольку это как раз та ячейка, которая была в нашей стране, как ни странно, не "забита". Так что все очень вовремя получилось, так как все немножко подустали от перенасыщенного музыкального рынка. А "Радио Шансон" может слушать любой человек, который является продуктом нашей страны!

Артур Вафин,
артджей:

- ...Я был первым человеком, который вышел в эфир на "Радио Шансон". Это было 15 августа 2000 года. Я вообще не знал, как надо вести... Ведь подобной станции не было до этого дня - с подобным форматом, с подобным подходом к такой музыке...Меня на "Радио Шансон" позвал Вадим Наливайко, наш программный директор. До этого я работал в Магнитогорске, и процесс переезда в Москву для работы на "Шансоне" был совершенно осознанным! Я понял, что есть огромный пласт музыки, который я не знал, и работа с этой музыкой за этот год дала мне гораздо больше, чем тот материал, с которым я работал до этого семь лет!
Это профессионализм и тщательность во всем, например к "джинглам" - своеобразной одежде станции - везде относятся как к незаконнорожденному дитя - есть, и ладно. На "Шансоне" же эти джинглы практически неотличимы от песен - несколько раз в программу "По заявкам" звонили люди и просили передать тот или иной джингл, или рекламную песенку.

Мария и Владимир Федоровы,
музыкальные продюсеры:

-...Мы пришли работать на "Радио Шансон" еще весной прошлого года, так как к моменту выхода в эфир (даже еще без ведущих), нужно было сделать "одежду" станции - "джинглы", чтобы любой попавший на нашу волну, сразу услышал, что это радио - "Радио Шансон".
Так как мы профессиональные музыканты, то решили подойти к джинглам не просто как к технологическим отбивкам между песнями (которые, как нам кажется, только отвлекают слушателя от самих песен), а как к самостоятельным музыкальным отрывкам. Поскольку жанровый диапазон песен на станции очень широк, то и наши джинглы мы решили разбить на группы (рок, фолк, русский шансон, авторская песня и т.д.), и сделать их в виде мини-песенок. А еще нам пришла идея сделать минутные джинглы - песни на каждое время суток и на каждый сезон года. Теперь все это - наше "ноу-хау", которое отличает "Радио Шансон" от других радиостанций...
Если добавить сюда сухих цифр, то картина получится следующая: по проведенным социологическим исследованиям, рейтинг "Радио Шансон" составляет около 10%. А это означает - огромное количество людей. И каждый из них находит в программах радиостанции что-то интересное и созвучное себе.
Вице-мэр города Москвы Валерий Павлинович Шанцев пел в прямом эфире "Радио Шансон", в программе Ольги Павловой "Кафе Шансон" песни, любимые им с давних пор - "Надя, Наденька" и "Охотный ряд", а на вопрос ведущей, что же такое шансон, ответил: "Шансон - это песни, положенные на музыку времени. Мы все воспитывались на этих песнях, и не надо кривить душой и говорить, что мы их не знаем. Все мы их знаем - это все наше - плохое, хорошее - наше, свое, родное..." Экс-президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев оказал честь радиостанции и своим участием, и предоставив для съемок теле-радиоверсии передачи "В нашу гавань заходили корабли" помещение своего фонда. Кстати, о самой передаче - когда возникла идея создания совместного проекта с телепередачей, то оказалось, что в эти же самые дни ведущие "Нашей гавани..." Эдуард Успенский и Элеонора Филина также пытались связаться с "Радио Шансон", чтобы сделать точно такое же предложение!
Не позиционируя себя, как нечто из ряда вон выходящее и не присваивая себе званий "народного", "Радио Шансон" стало именно им, народным и любимым - ведь один из девизов радиостанции - "Радио для души". На протяжении нескольких последних лет людьми искусства, политиками и иными организациями, так или иначе формирующими общественное сознание, неоднократно предпринимались попытки создания того, что для России, казалось бы, потеряно навсегда - национальной идеи и народного героя. Не занимаясь этим специально, "Радио Шансон", тем не менее частично создало этого героя. Не создало искусственно, а позволило людям увидеть, разглядеть его среди современников, а главное - ощутить в себе. И это накладывает на радиостанцию "Радио Шансон" огромную ответственность. За всех, кто его слушает, за всех, кому оно помогает. Помогает принять в себя добрую энергию, которую несут песни, стать добрее и чище, а от этого - сильнее. По-новому взглянуть на себя и окружающий мир, и увидеть в нем красоту, любовь и дружбу. Увидеть жизнь - со всем, что она несет с собой. С радостями и с горем, со встречами и расставаниями, с праздниками и потерями - такую, какова она есть. Настоящую. Единственную и неповторимую.
Александр Касьянов. Вечерняя Москва, 6.09.2001
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Ансамбль Воркутинцы - У Сони аманины
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Реклама
купить сигары
Афиша
Фоторепортаж с юбилея Алексея Адамова в трактире Бутырка
Гера Грач на съемках студии Ночное такси
В Калининграде 12 ноября 2016 года "Матросский концерт"
Съемки фильма-концерта "Ночное такси. Новое и лучшее" 29 августа 2016 года. Часть 3
Михаил Бурляш дал первый концерт в Москве
Лучшее за месяц
Видео шансон
«Тум-балалайка» шагает по планете…
Кеша Гомельский записал песню памяти Вячеслава Стрелковского
Михаил Бурляш выпустил новый видеоклип
Ольга Роса - Газель
Жека (Евгений Григорьев) - Венеция