18+
Все новости

Георгий Майоренко «Магия шансона» часть 2

Георгий Майоренко «Магия шансона» часть 2

(фрагменты книги)

ТОТ САМЫЙ БЕЛЯЕВ
Костя Беляев несомненно был одним из королей шансона советской эпохи. Записи его концертов разлетались по Союзу с космической скоростью и были украшением коллекции каждого меломана. Кто не слышал знаменитые беляевские « Куплеты про евреев»? Еврейская тематика – это был «конёк» Кости Беляева! И лириком тонким был Константин Николаевич. Давайте вспомним его замечательную песню:

Отбегалась, отпрыгалась,
отпелась, отлюбилась,
Моя хмельная молодость
Туманом заклубилась...


Пел Беляев и сатирические злободневные песенки, юморные одесские, а ещё прославился на весь Союз озорными песенками с ненормативной лексикой, всевозможными частушкам, куплетами. Вот что пел о Беляеве Аркадий Северный:

А на Крещатике гремит Беляев Костя,
Он под гитарку тихим голосом поёт,
Но Костю в песенках, бывает, так заносит,
что уши вянут, пот холодный прошибёт...


И в другом концерте Аркаша Северный упоминает о Беляеве, как о киевлянине и запускает «в люди» эту легенду. И мы, начинающие музыкальные коллекционеры, были уверены, что Беляев родом из Киева. Ведь раздобыть информацию о подпольных певцах в советское время было невозможно. Всё было на уровне слухов и домыслов, и раз сам Северный заявил, что Беляев из Киева, то какие могут быть сомнения? Я конечно, как киевлянин гордился, что имею такого земляка. К тому же, записи Беляева звучали в Киеве отовсюду. С тех пор пролетели года, нет, десятилетия. И вдруг...
Дело было зимой 2003 года. Включаю телевизор, и ушам своим не верю! Там сообщают, что в киевском казино «Сплит» выступит с концертом Костя Беляев. И в рекламном ролике звучит до боли знакомый по магнитофонным записям голос:

Все знакомые сходились,
Все подарки приносили,
Собирались гости на банкет.


Сердце у меня забилось так часто! Вот это событие! Выступление самого Кости Беляева!.. И я сразу помчался покупать билет на концерт кумира своей юности!
Настало 20 февраля 2003 года. Я захожу в зал, перед эстрадой стоят столики, и люди занимают места за ними – согласно купленным билетам. Я оказался за одним столиком с двумя парнями приблизительно моего возраста, причем оба они были Игорями. Как потом выяснилось, это были знаменитые коллекционеры шансона Игорь Ефимов и Игорь Бурдусенко. Но об этом я узнал гораздо позже, а в тот момент внимательно разглядывал своих соседей. Один Игорь, больше молчал, а второй Игорь поразил меня эрудицией по вопросам шансона и блатной песни. И про Северного мне рассказал, и про Шандрикова, и с биографией Константина Николаевича Беляева вкратце ознакомил. Оказалось, что Беляев никакой не киевлянин, родился он в посёлке Большая Долина под Одессой 23 ноября 1934 года и окончил одесскую спецшколу-интернат с усиленным изучением английского языка. Затем переехал в Москву и поступил в Институт военных переводчиков. В 1960 году Беляев окончил переводческий факультет Института иностранных языков имени Мориса Тореза, и попал по распределению в международный отдел аэропорта Шереметьево на должность диспетчера-переводчика. Живя в общаге аэропорта, Константин освоил гитару и начал петь и сочинять песни. В 1963 году Беляев уволился из Шереметьево и перешел на преподавательскую работу в пединститут имени Ленина. Затем Константин Николаевич преподавал в МГИМО, английской спецшколе, Институте иностранных языков, Академии внешней торговли и Институте стали и сплавов, в котором работал до ареста в 1983 году. Но это отдельная история...
А сейчас мы находимся в казино «Сплит». На дворе 20 февраля 2003 года, а на сцене расположился маленький такой оркестрик.
Вот в зале погас свет, и на эстраду вышел солидный седовласый дядя в очках и сером костюме. Я начинаю сомневаться, тот ли это Беляев. Ведь в репертуаре Кости Беляева множество мата, а тут на эстраде очень даже интеллигентный респектабельный персонаж.
Но как только я услыхал его голос, все сомнения начисто пропали. Это он! Тот самый, до боли знакомый голос из далёких 70-х.
В антракте Беляев спустился в зал, и мне даже довелось переброситься с классиком шансона парой слов. Затем Константин Николаевич подарил мне свою визитку. А народ в зале собрался разношёрстный. Первая категория зрителей – бизнесмены, в костюмах, при галстуках, с дамами, заказавшие блюда, ценой в месячный заработок простого советского человека. А вторая категория – скромные коллекционеры шансона, вроде меня. В антракте я с удовольствием общался и с теми, и другими. Ведь на концерт пришли люди, объединённые любовью к шансону. Мы с ребятами попросили спеть Беляева что-то остренькое с ненормативной лексикой, как в былые времена. Беляев отвечает:
– Я бы с радостью, да меня за такие песни больше никогда на сцену не выпустят.
Однако, во втором отделении концерта Беляев таки выдал «на гора» до боли знакомые песни из старого репертуара, зал «завёлся» и начал подпевать. Из рядов неслись крики :
– Браво!!!
Вот выступление Беляева завершилось, я поспешил домой, и потом локти кусал, что не взял координаты загадочных Игорей, с которыми сидел за столиком. Один из них сообщил мне, что пишет книгу об Аркадии Северном. Я по этой тематике весь интернет перелопатил, и наконец, вышел на след таинственного Игоря.
Фамилия его оказалась Ефимов, и в сети было огромное количество его статей и исследований на тему шансона.

ИГОРЬ ЕФИМОВ. ЛЕТОПИСЕЦ С ДУШОЙ ПОЭТА
(07.08.1959 – 11.05.2007)
Журналист, предприниматель, эрудит, исследователь советской подпольной песни. Ко всему прочему ещё и поэт. Автор множества публикаций в прессе на всей территории Союза по тематике шансона.
В начале 90-х годов Игорь Ефимов совместно с Всеволодом Ковтуном стоял у истоков газеты «Владимир Высоцкий: время, наследие, судьба». В моих воспоминаниях Игорь Ефимов будет именоваться и Игорем и Фимой (мы ему потом такую кличку придумали).
Колоссальную работу Игорь провёл по исследованию советского блатного андеграунда. И с легендарным автором-исполнителем из Омска Владимиром Шандриковым вышел на связь и написал о нём интереснейшие очерки, и с Константином Николаевичем Беляевым подружился и подготовил о нём серию статей, и с лидером ансамбля «Братья Жемчужные» Николаем Резановым встретился в Ленинграде. А по Аркадию Северному столько материала собрал, что решил вместе с Дмитрием Петровым книгу о Северном написать.
И ведь удалось создать ребятам интереснейшую книжку про классика отечественного шансона Аркадия Дмитриевича Северного. Глыбой, а не человеком оказался этот Ефимов! Просто потряс меня! А второй парень, который сидел со мной за столиком во время концерта Беляева, был Игорь Бурдусенко.

БЕРДОС. ПРОШЕДШИЙ КРЫМ И РИМ

…Мальчонка назвал себя
Жуликом и вором,
И жизнь его вечная игра.
Из песни «Постой паровоз».


Бердос – это «партийная» кличка Игоря Бурдусенко 1958 года рождения, одного из компетентнейших специалистов по шансону в городе Киеве. Бердос жизнь блатную знает не понаслышке. Шутка ли, на счету у него – не одна ходка. Постоянно – в босяцкой кепочке, взгляд изподлобья.

У разливайки поутру
Тусуется хмельной народ,
Бомжи и фрайера, кого здесь только нет.
Но как Бердос зайдет туда –
На цирлах ходит блатата.
Ведь наш Бердос – большой авторитет!


Через Бердоса я достал множество интереснейших и редких записей. А квартира Игоря Бурдусенко просто музей шансона на дому. На полках уйма дисков, видеокассет, кругом фотографии Высоцкого, Северного, и любимых киногероев Бердоса – Никулина, Вицина и Моргунова. Игорь поддерживает тесный контакт с музыкальными коллекционерами из других городов и даже одно время переписывался с дочерью Аркадия Северного Натальей.
А ещё Игорь Бурдусенко очень дружен с главным специалистом Сибири по шансону Андреем Даниленко. Надо сказать, Андрей – подлинный подвижник этого направления: записывает радиопрограммы об истории жанровой песни, приглашает в собственную студию талантливых самородков-исполнителей, занимается исследованиями истории песен.
А мы возвращаемся к Игорю Ефимову.

ЗНАКОВАЯ ВСТРЕЧА

В интернете обнаружил я персональный сайт Игоря blat.dp.ua и сразу пишу по электронной почте письмо, где восхищаюсь его журналистской деятельностью, и спрашиваю:
– Не с вами ли я оказался за столиком во время концерта Беляева в казино «Сплит» 20 февраля 2003 года?
Игорь моментально прислал мне утвердительный ответ, и на следующий вечер мы уже с ним сидим в уютном кафе на Крещатике, водочку попиваем и неспешно ведем беседу о шансоне, блатной песне, бардах, творчестве Северного, Беляева. Игорь мне говорит:
– Хочешь послушать Костю Беляева вживую? Клади на стол двести баксов, и я тебе это организую.
– Подумаю.
Затем мы с Игорем тяпнули ещё двести грамм водочки, и тональность у Ефимова изменилась. Потеплело наше общение, а к концу вечера мы уже с Игорем были закадычными друзьями.
Вот выходим мы с ним из кафе такие хмельные, шатаемся.

А через час уже качало
Друзей, как листья на ветру....

«Евгений Онегин», современный вариант.

На дворе вечереет. Красавец Крещатик в огоньках иллюминации, а нам треплет кудри тёплый весенний ветерок... Ефимов заплетающимся языком мне говорит:
– Я тебя познакомлю с лучшим киевским другом Беляева Фредом Ревельсоном! Сейчас же берем такси и едем к нему!
– Идея отличная, но время то позднее.
– Ерунда! Фред нам будет рад в любое время суток!
– Ну, перезвони ему, поинтересуйся, не возражает ли он, если мы подъедем.
– Нет! Просто берем такси и едем!
И вот такси нас мчит по вечернему Киеву к Фреду в район Политехнического института. В былые времена этот район назывался Шулявкой. Кстати, Шулявка – моя родина..

МОТИВЫ ВЕЧЕРНЕГО КИЕВА

За окнами такси в мерцании огоньков проплывают улицы вечернего Киева, а в голове звучат проникновенные строки Вертинского:

Киев – Родина нежная,
Звучавшая мне во сне,
Юность моя мятежная,
Наконец ты вернулась ко мне!


Ведь великий актёр и поэт-песенник Александр Вертинский был уроженцем Киева, и любовь к родному городу пронёс через всю жизнь. И любовь эта была взаимной, киевляне всегда бережно относились к творчеству Вертинского.
А самой полной коллекцией патефонных пластинок (оригиналов Александра Вертинского обладает известный меломан нашего города Юрий Викторович Москаленко, у которого в фонотеке есть все песни Вертинского, включая пробные записи(4 из 15 песен, записанных в 1944 году в Союзе, которые по неким причинам в тираж не пошли). Именно эти диски среди коллекционеров пользуются огромным спросом, поскольку количество их достаточно маленькое.
Юрий Москаленко долгое время изучает творчество Александра Вертинского, собирает материалы о нем, его афиши, пластинки, фотографии, ноты, причём, собирать свою знаменитую коллекцию начал ещё в далёкие 50-е годы в юном возрасте. Был период, Юрий Москаленко активно сотрудничал с фирмой «Мелодия», занимался реставрацией пластинок и с его помощью издавались произведения не только Вертинского, но и Петра Лещенко, Юрия Морфесси и Вадима Козина... А в наши дни, с концертной программой, посвящённой творчеству Вертинского, периодически выступает киевский бард Олег Рубанский. А ещё Олег написал прекрасную мелодию на стихотворение «Киев – родина нежная»:

А твои каштаны дремучие,
Паникадила Весны,
Все цветут, как и прежде, могучие,
Берегут мои детские сны.


Испокон веков в Киеве любили городской романс, шансон.
Была в городе на Днепре какая-то волшебная аура, особый загадочный воздух, который был так близок именно этому музыкальному жанру, любовь к которому киевляне впитывали с молоком матери. Перефразируя известную песню, можно сказать: а без шансона Киев невозможен!
И неудивительно, что именно в Киеве родился и окончил театральное училище знаменитый актер кино Борис Сичкин (1922-2002), который блестяще сыграл Бубу Касторского в «Неуловимых мстителях». Были у Сичкина и другие яркие роли, но всенародную любовь он получил за образ неунывающего шансонье из «Неуловимых»:

Я Буба Касторский – оригинальный куплетист!

А мы проезжаем на такси по улице Воровского. Как символично! На этой киевской улице в 1916 году родился (тогда она называлась Бульварно-Кудрявская), рос и ходил в школу отец Владимира Высоцкого Семен Владимирович.

На этой улице подростком
Гонял по крышам голубей.


Семья Высоцких жила на Воровского, 42 до самого переезда в Москву. И сам Владимир Семенович Высоцкий часто бывал в нашем городе. В 50-х его отец служил в штабе Киевского военного округа, в киевском театре им. Леси Украинки работала первая жена Высоцкого Изольда Жукова, а бабушка Владимира до самой смерти в 1970 году проживала в коммуналке на улице Франко, 20, и Высоцкий навещал её в каждый свой приезд в Киев. Бабушка очень любила театр, и когда Владимир бросил инженерно-строительный институт и решил стать актером, она, в отличие от других родственников, поддержала его.
В Киеве родился и учился дядя Владимира Алексей Высоцкий – прошедший всю войну от офицера-артиллериста (выпускника Подольского артиллерийского училища) до начальника штаба гаубичной бригады, полный кавалер орденов Боевого Красного Знамени, писатель, журналист.
Высоцкий с интересом слушал фронтовые истории дяди Лёши, которые, как многие считают, вдохновили Владимира на создание знаменитых военных песен.
Владимир Высоцкий приезжал в Киев с гастролями Театра на Таганке, и неоднократно выступал с авторскими концертами для киевлян.
В Киеве живёт близкий друг Высоцкого Игорь Леонидович Бровин. Был период, с Владимиром Семёновичем Высоцким активно общался известный киевский музыкальный коллекционер Игорь Шишкин, во время визитов в Москву.
В Киеве в 1976 году был подпольно напечатан первый в Союзе сборник песен и стихов Высоцкого! Книга вышла в твёрдой обложке с золотым тиснением, с фотографиями, и сам Высоцкий высоко оценил этот сборник. Эта книга появилась благодаря кропотливому труду киевских коллекционеров Игоря Шишкина, Фреда Ревельсона, Романа Якирина и Юрия Москаленко. Они совместно готовили материалы для книги, а Юрий Москаленко ещё и занимался подбором фотографий для сборника и их обработкой для печати. Ведь Юрий Викторович Москаленко не только собирал пластинки и материалы по творчеству Вертинского, но был ещё и большим любителем Высоцкого, обладал обширной коллекцией его записей. А вначале 80-х Юрий Москаленко организовал первые в Киеве вечера памяти Высоцкого. Концерты проходили в Институте кибернетики, Институте ядерных исследований, клубе ТЭЦ-3 на Жилянской и в павильоне «Киевская троянда» бывшего кинотеатра «Днепр».
Это было радостным событием для киевских любителей творчества Владимира Высоцкого. Ведь тогда на официальном уровне Высоцкого не признавали, и вечера его памяти состоялись благодаря энтузиазму и энергии неутомимого Юрия Москаленка (на двух концертах ему помогал брат Володя).
А мы, наконец, приехали к Фреду на Шулявку…
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Друзья
купить сигары
Ансамбль "Ля минор" - совершеннолетний концерт
7-й Международный фестиваль русской песни «Радио Столица»
"Русские шансонье" на Красной площади
Вася Пряников даст концерт в Дюссельдорфе
Студия «Ночное такси» представляет!
Лучшее за месяц