18+
Все новости

Шансон интервью

Антология русского шансона. Том 2

Антология русского шансона. Том 2Предисловие ко второму тому

Итак, второй том…. Совершенно неожиданно так получилось, что здесь собраны более «жесткие» тексты и авторы, не специально это делал, так получилось само собой. Вообще, вся работа над этой антологией – один сплошной детектив, ведь биографию автора надо написать так, чтобы было с одной стороны лаконично, с другой – интересно.
Взять хотя бы легендарного Николая Ивановского… кто уж только не покушался на авторство его песни «Постой, паровоз», какие только фантастические и абсурдные аргументы не приводили мои коллеги-журналисты. Даже я в какой-то момент начал сомневаться, что прав в своих доводах и выводах… а потом понял, что некоторые журналисты, пишущие о шансоне, и о блатной песни вообще – больше хотят себе имя, а не добраться до истины. В принципе, я и не имею право их осуждать или обижаться га них – каждый свой хлеб так, как умеет, кто-то ворует целыми абзацами чужие тексты, кто-то считает себя пупом филологии и фольклористики. У меня было в какой-то момент искушение начать комментировать тексты авторов, как делает это, например, Константин Кузьминский в своей антологии русской поэзии «У Голубой Лагуны». Возможно, что со временем так и будет… да и зачем комментировать такую вот песенку:

«Письмо с Севера»

Вы мне на Севере снились
До самых последних встреч:
На платье из снежных лилий
Локоны плыли до плеч...

Метели протяжно выли,
Морозы трещали жуткие.
За водку, что вместе пили,
Липли ко мне проститутки...

Боялся я тела голого,
Боялся его молвы.
Хмельную ронял я голову
И видел хмельные сны.


В бараке скрипели двери
И тихо топилась печь.
Вы снились мне на Севере,
Волнистая до плеч...

(Николай Ивановский, 1959 год)

Песня написана в лагере, то есть, по сути дела, ее можно определить, как лагерная лирика (думаю, в следующем томе мы поговорим о классификации жанра), но если отбросить антураж и пару ненужных формальностей – получилось красиво. Да, может быть, это не большая и не великая поэзия ХХ века, но поэзия определяется другим, как говорил Владимир Семенович Высоцкий:
- Песня должна входить, не только в уши, но и в душу.
В шансоне не всегда важно оформление, хотя куда без этого, но важен смысл и текст, даже пусть не столь пропетый, сколь рассказанный под гитару. Да, в новом ХХI веке важна аранжировка, кто-то будет придираться, что играли не живые инструменты, а машина…. Да, век и техника меняется, есть другие возможности, другие ритмы и формы, но должно оставаться главное – душа.

Большая часть этого тома видел «места не столь отдаленные» только с внешней стороны забора… а принципиально ли важно это? Если есть язык и слово, как инструмент, если есть опыт, пусть даже и не свой, но чужой… отчасти – генетическая память, если из тебя льются именно такие песни. Почему бы и нет? Ведь, как мне кажется, не всегда важно, стили ли это о фиалках или стихи это о тюрьме и побеге, это или поэзия, или – нет.
В этом томе есть, как профессиональные филологи, пишущие давно и много, так и те, кто писать начал совсем недавно, это всегда интересно, ведь с годами меняется структура языка, манера написание. Меняется отношение к устоявшимся понятиям, если раньше что-то воспринималось, как трагедия или являло собой нечто маргинальное, то сейчас над этим, если не посмеиваются, то идет переосмысление ценностей. И это не потому, что меняется, например, уголовный мир и меняется фольклор, а в первую очередь потому, что меняется сам мир, окружающий нас. Интернет приходит в места «не соль отдаленные», авторы находящиеся там волею судеб не только могут читать, видеть и слышать то, что записывается и издается на воле, но и сами могут что-то записывать и показывать слушателю и зрителю. А проводимые песенные конкурсы и фестивали не только способствую, скажем так, обмену культурой и опытом, но и дают возможность талантливым исполнителям, выйдя на свободу, не вернуться к «ремеслу», а заняться музыкой. И таких примеров уже достаточно.

Читайте, вникайте, анализируйте сами, получайте удовольствием. Хорошим вам песен и дисков!
Михаил Дюков


скачать [595 Kb] (cкачиваний: 55)
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Больше по темам: Михаил Дюков
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Виктор Шульман - Дамы, господа
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Реклама
купить сигары
Афиша
Фоторепортаж с юбилея Алексея Адамова в трактире Бутырка
Гера Грач на съемках студии Ночное такси
В Калининграде 12 ноября 2016 года "Матросский концерт"
Съемки фильма-концерта "Ночное такси. Новое и лучшее" 29 августа 2016 года. Часть 3
Михаил Бурляш дал первый концерт в Москве
Лучшее за месяц
Видео шансон
«Тум-балалайка» шагает по планете…
Кеша Гомельский записал песню памяти Вячеслава Стрелковского
Михаил Бурляш выпустил новый видеоклип
Ольга Роса - Газель
Жека (Евгений Григорьев) - Венеция