18+
Все новости

Шансон интервью

Александр Заваринский: «Я уже восемь лет как на воле…»

Александр Заваринский: «Я уже восемь лет как на воле…»Есть в городе Северодвинске Архангельской области
автор-исполнитель жанра русский шансон по имени Александр ЗАВАРИНСКИЙ. Он хорошо известен своим землякам, выпустил уже три диска, снял два клипа. Готовит к выпуску новый четвертый альбом. На радиостанциях песни Александра пока не звучат, в российском масштабе он пока не раскручен. Тем не менее, мы хотели бы познакомить читателей нашего сайта с биографией и творчеством этого артиста, поскольку он - представитель настоящего неконъюнктурного шансона, человек ОТТУДА, поющий и пишущий о том, что сам видел и пережил. В беседе с нашим корреспондентом Иваном АМБАРЦУМОВЫМ Александр Заваринский рассказывает об основных вехах своей личной и творческой биографии, делится накопленной годами жизненной мудростью.


1. Александр Анатольевич, расскажите о начале своего творческого и жизненного пути. Что стало для Вас первым толчком и занятиям музыкой? Какие песни Вы любили в детстве и юности? Предполагали ли тогда, что станете музыкантом и к тому же автором-исполнителем собственных песен?
На этот вопрос я бы мог ответить просто и кратко, но …всё по порядку. Ещё в школе начал учится играть на гитаре. Тогда все увлекались творчеством «Битлз» вот и у нас намечался квартет в классе. Потом как то от музыки отошёл как - то спорт взял своё. Играл в хоккей. Но музыку не забывал. Потом армия… в армии тоже был солдатский ВИА… там я уже играл на клавишах... Моя бабушка потомственная дворянка учила меня игре на фортепиано ещё с пяти лет… так что мне было не сложно вспомнить её уроки…

2. Что дала Вам служба в армии в смысле Вашего становления как личности?
В армии я служил в Ракетных войсках, был командиром отделения. На вопрос, что мне дала армия, могу сказать только одно я неплохо научился управлять людьми… мои командирские замашки и сейчас очень заметны… не терплю никаких возражений… Может это и не очень хорошо, но это мне всегда помогало в жизни. Я привык сам принимать решения и сам отвечать за них. Да и женщины любят волевых мужчин, готовых всё взять на себя… Ну и ещё армия дала мне хороших друзей, о которых я и сейчас вспоминаю, спустя 30 лет…

3. Как складывалась Ваша жизнь и карьера после армии. Какое место в ней занимала музыка?
После демобилизации я пошел работать на «Севмаш» (завод-верфь в Северодвинске, где делают атомные подлодки для ВМФ). Я никогда не собирался посвящать свою жизнь творчеству. Работая на Севмаше, мы ходили в походы на байдарках по лесным рекам… и там моя гитара звучала на каждом привале… Это были незабываемые годы… я перепел у костра почти всю бардовскую тематику.
Но о том, что когда-нибудь будет писать свои песни даже не помышлял

4. Я слышал, что Вы были комсомольским активистом, делали успешную карьеру по этой части. Могли бы в дальнейшем и партийную сделать (дойти до секретаря райкома или даже обкома), если бы в стране не произошли перемены, радикально изменившие весь ее облик. Не жалеете о том, что рухнула та система, при которой Ваша судьба складывалась столь благополучно?
Насчет карьеры партийного работника это вряд ли, все таки по характеру я был неуправляем… а по комсомольской линии я просто заведовал спортивным сектором…Кстати я был в своё время награждён знаком ЦК ВЛКСМ и путёвкой в ГДР…

5. Насколько быстро Вам удалось вписаться в новую капиталистическую реальность? «Великая криминальная революция» конца 80-х начала 90-х гг. и последовавший за ней период «дикого рынка» дали мощный толчок развития жанра, в котором Вы работаете - русского шансона. Русский шансон, как известно, возник из уголовного и городского фольклора времен гражданской войны и НЭПа. Затем были песни сталинского ГУЛАГа, эмигрантский блатняк, советская бардовская песня. Но именно в 90-е годы жанр окончательно легализовался, обрел свой нынешний облик. В это время получили всенародную известность и признание большинство исполнителей, которых теперь именуют «звездами» и «легендами» шансона. Сама тогдашняя российская действительность давала для жанровых песен не менее богатый материал, чем, например, период разрухи начала 20-х, «угара НЭПа» или эпоха сталинских репрессий. В связи с эти вопрос: какой след оставило последнее десятилетие XX века в Вашей личной и творческой биографии?
Да, лихие девяностые перевернули всю мою жизнь… На Севмаше были трудные времена денег не платили.. и я ушел с завода… Какое то время работал в автомагазине продавал запчасти… потом открыл свой магазин.. дело пошло хорошо.. я купил квартиру , машину… Ну не сказать что я связался с криминалом… просто те самые представители криминалитета когда то сами играли со мной в песочнице… мы все были из одного двора… Все спортсмены, мы никого и ничего не боялись … Когда я ещё работал в автомагазине то ездил за товаром в Тольятти Самару… вот где мы столкнулись с криминалом… и погони были и перестрелки… это с нас хотели получить местные… В общем пришлось повидать всякого… Вот тогда то и появились первые кассеты Лесоповала, Круга, позднее Кучина… Песни эти подкупали свокй правдивостью… не было этого слащавого нытья… всё предельно откровенно как у настоящих мужиков… Потом был в моей жизни период когда я находился в местах лишения свободы. Последний раз вышел на волю в 2002 году.

6. Хорошо известна точка зрения Варлама Шаламова о том, что лагерный опыт может быть только отрицательным, что тюрьма и лагерь только калечат и ломают человека. Есть и противоположное мнение, согласно которому тюрьма, также как война и другие экстремальные обстоятельства закаляют волю, характер, делают человека сильным и стойким. Не раз мне встречалось такое изречение: «В России настоящий мужчина либо тот, кто воевал, либо тот, кто сидел». Александр Новиков, например, так говорит. Вам какая точка зрения ближе?
Воевать и сидеть тоже можно по-разному… Я во многом согласен с господином Новиковым, но тут согласится не могу. Я знаю многих, кто воевал хорошо, честь им и хвала но были такие кто продавал оружие противоположной стороне… делали деньги на войне… У меня есть старый приятель он воевал в Афгане так перед чтением приговора зачитывали его награды.. это был внушительный список… Лихой был разведчик… я недавно его сына видел, в Питере где то живёт.. С сидевшими тоже картина не всегда понятная…ломаются люди не выдерживают… Я считаю, что настоящий мужик это тот кто не пасует перед трудностями ни на войне ни на зоне... а тем более на воле, в жизни…

7. Что стало для Вас более существенным стимулом к творчеству: собственные жизненные впечатления или пример других исполнителей шансона? Чье творчество изначально для Вас было образцом и ориентиром?
Я уже говорил. Это «Лесоповал», Михаил Круг, Иван Кучин, Новиков… В какой то момент я подумал что тоже смогу так написать… попробовал, получилось… Может это звучит несколько не скромно, но я всегда довожу начатое до конца… Первую мою песню даже спутали с Новиковым… Спросили… Это что Новиков?…

8. Когда Вы пришли к мысли о том, что Вашей основной деятельностью должно стать именно сочинение и исполнение песен? Как Ваши близкие отнеслись к такому жизненному выбору. Легко ли Вам далась запись первых альбомов? Кто Вас поддерживал, финансировал?
Я и сейчас не считаю что это мой основной вид деятельности… Просто на данный момент мне это интересно.. да и слово надо держать… в одном из интервью я сказал что опубликую все свои песни написанные на данный момент… Так что впереди ещё много альбомов… Ну первый альбом мне помогал делать Алексей Шестереков… да это было очень трудно… особенно писать голос в студии… но потом всё пошло как по маслу.. О финансировании я умолчу но… помощь была. И моральная и материальная…

9. Как Вы считаете: должен ли человек, сочиняющий и поющий песне о тюрьме, о мире «по ту сторону закона» непременно иметь за плечами соответствующий личный опыт? На этот счет опять-таки разные точки зрения существуют.
Ну вот у меня песни с конкретным сюжетом… Например, «Старый разбойник»… это в действительности было… Старика из Новодвинска посадили… он нам рассказал за что. Мы тогда все и сделали… написали на волю братве, там они навели порядок и старого оправдали. Даже помню, Григорьичем мы его звали… Вот, если бы я там не был, где мне такой сюжет взять. Или песня «Сухари»… тоже так просто не напишешь, это надо видеть и слышать… А просто выкрикивать… закон… этап… тюрьма… в натуре бля буду – это не песня…

10. А как там, за колючей проволокой воспринимают творчество представителей блатного шансона, многие из которых сами не сидели. К тому же Кругу, например, как относятся заключенные и бывалые уголовники?
Да относятся неоднозначно... Молодёжь в основном боготворит... Им нравится всё... И манера исполнения и темы песен... и применяемый жаргон... за всех, конечно, говорить не могу, но в основном это так... Но я слышал от бывалых людей и другие рецензии. Мол, что-то он сильно «феню» добавляет, и какая то она не понятная, как будь то сам выдумал... да в наших краях у арестантов многое не так... заметьте я говорю об уже зрелых арестантах... отсидевших не одну пятилетку... Мне очень понравилось мнение одного очень авторитетного арестанта ему 53 года... из них 34 там... короче с «малолетки»... Он говорил мне что жаргоном (феней) злоупотреблять нельзя... это не признак крутости. Это всего лишь внутренний язык арестантов... и применять его надо внутри... он изначально был нужен чтоб администрация и прочие мусора не могли догодаться о чем речь (в маляве), или просто в разговоре... своего рода зашифрованное общение. В песнях Круга просто очень слышно, что мужик не сидел, феня применяется неправильно и чрезмерно... новые слова чередуются с очень старыми... Никому из бывалых не секрет что по фене можно узнать, где человек сидел и сидел ли вообще. Одна и та же вещь в разных регионах может называться по-разному... У Круга это очень заметно, что работал со словарём... Другое дело Кучин... вот у кого каждое словечко выверено... Лаконично, остроумно... в тему. Пусть простят меня поклонники Михаила Круга, я ничего не хотел сказать плохого о его творчестве. И сам люблю слушать его песни, но, как говорится, «Платон мне друг, но истина дороже».

11. А вообще что слушают люди находящиеся в неволе? В нашей питерской газете «Тайный советник» я читал интервью женщины, проведшей несколько лет в заключении. Она говорила, что многие ее соузницы любили шансон, но ей самой казалось слишком уж тоскливым находиться в тюрьме и к тому же еще слушать песни типа, «голуби летят над нашей зоной», «не видать ей больше Магадана…» и т.п. и она предпочитала «Наше радио». А известный автор-исполнитель Сергей Трофимов высказывался так: «Я не пишу блатных песен. Блатняк — песня из-за “колючки”. Я часто выступал в местах, не столь отдаленных, и знаю, что отсидевший человек про это петь не будет, да и на зоне в ходу другие песни». Однако пример целого ряда представителей блатного направления в шансоне, имеющих за плечами тюремно-лагерное прошлое – Ивана Кучина, Александра Звинцова, Александра Дюмина, Андрея Зари (Зарянского) да и Ваш собственный пример, опровергают столь категоричное утверждение. Что Вы можете сказать по поводу приведенных суждений и как они соотносятся с Вашими личными наблюдениями, опытом?
Ну, насколько мне известно, шансон там любят. И куда бы я не заходил в каком бы кильдыме (каптёрке) не был, везде слушали лагерную лирику.. и тут же комментировали… Вообще зеки любят пошутить, поёрничать… так легче живётся… Вот случай… привезли молодых поросят на скотный двор… разгружают машину.. и тут же слышны уже шуточки… Откуда этап… кто то отвечает … С малолетки… Да вы вспомните Теркина на войне… есть такие и на зонах…

Александр Заваринский: «Я уже восемь лет как на воле…»12. А как Вы думаете, что заставляет людей, в общем законопослушных, никогда не бывавших за колючей проволокой любить блатные песни, тюремную лирику? Ведь в числе почитателей Вашего творчества не только бывшие, настоящие и потенциальные зэки. Каков, вообще социальный состав Вашей аудитории?
Мне говорили спасибо за мои песни и совсем ещё юные и глубокие старики (видимо прошедшие через ГУЛАГ) кстати мой дед сгинул в ГУЛАГЕ ещё перед войной…
Для меня это тоже загадка… но вот например по статистике 80 процентов взрослого населения России так или иначе соприкасались с этой темой в реальности… Вы посмотрите нет такого сериала чтоб герой или другой кто не заехал туда, пусть не на долго, пусть по ложному обвинению. Но… НЕВОЛЯ как атрибут присутствует везде.

13. До сих пор мы говорили преимущественно о тюремной («блатной») составляющей Вашего творчества. Но ведь не только эта тема у Вас присутствует. Если содержание первых двух Ваших альбомах («Все как есть», «Остров неволи») составляет в основном арестантская лирика, криминально-тюремные баллады, то в последнем альбоме («Белые березы») они занимают не более половины объема. Наряду с ними у Вас там есть песни лирические, философские, патриотическая тема присутствует. Мне также очень понравилась Ваша песня, не вошедшая ни в один из альбомов – «На севере у моря», посвященная 70-летию города Северодвинска и клип на нее замечательный снят.
Как Вы сами можете охарактеризовать свою творческую эволюцию, в каком направлении Вы развиваетесь? Намерены ли Вы в дальнейшем совсем уйти от арестантской темы, или она еще долго будет занимать в Вашем репертуаре существенное место? Какая тематика будет преобладать в Вашем новом альбоме, над которым сейчас идет работа?

Я уже восемь лет как на воле, и меня естественно волнует то что происходит здесь. Я уже где то говорил: новая жизнь – новые впечатления… А в новом альбоме опять тема неволи, альбом будет называться «Лицом к стене», так что судите сами. Ну а в какую сторону я буду дальше развиваться, пока не знаю… Наверное, и того и этого будет в меру… У меня ещё в планах записать альбом с инструментальной музыкой, близкой к джазу…


14. Для шансона довольно типичной является такая разновидность песни, как песня-рассказ, песня-анекдот, песня-зарисовка из вольной или тюремной жизни. И у Вас таких вещей довольно много («Санька Дёмыч», «Жека», «Какая встреча», «Про волю и дядю Колю», «Кто есть кто» и др.) Причем сюжеты у Вас, как правило, не особо закрученные, а довольно простые, бесхитростные. Слушая такие песни, легко представляешь себе, как все это было или могло быть. Как Вы достигаете подобного эффекта достоверности, всегда ли Ваши сюжеты и персонажи взяты из реальной жизни, или иногда имеет место творческая фантазия?
Да все герои моих песен это реальные люди и факты их биографий тоже реальные, просто я тактично кое-что изменил… ну например в песне «Какая встреча» фамилию и имя героини… А Санька Дёмыч этот вообще живет в соседнем подъезде…

15. Легко ли Вам дается сочинение новых песен. Обычно сколько времени занимает работа над одной композицией?
Как когда… Вот например, «Выкидуху» я написал за 20 минут, а на «Письмо матери» ушло полгода… сами понимаете… конечно сейчас есть ощущение что всё можно было и по другому сделать… всё ещё появляются новые версии в башке.. но на это уже честно нет времени… пусть пока остаются такими…

16. В собственном городе и регионе Вы довольно известны, альбомы Ваши хорошо раскупаются, концерты проходят с успехом. Можно ли сказать, что Вы ощущаете себя звездой шансона местного значения и предпринимаете ли усилия для того, чтобы добиться такого же признания на общероссийском уровне?
Да какая я звезда… я и не стремлюсь к этому… Правда когда я приехал в Питер меня там и принимали как звезду, подходили, просили сфотографироватся со мной. Ну что ж я не против. Но сам я о себе такого никогда не скажу. А уж тем более платить за это деньги чтоб именоваться звездой… Потомки нас рассудят!

17. Я был на фестивале «Новые имена» в арт-клубе «Питерский дворик», где Вы принимали участие и сам видел, что наша публика очень тепло восприняла Ваше выступление. А вот отзывы профессиональных продюсеров, «акул шоу-бизнеса» о Вашем творчестве неоднозначны. Один человек, принимавший участие в организации концерта (мой хороший друг, между прочим) сказал мне: «Песни у Александра просто супер, с этим никто не спорит. Но с такими аранжировками их ни в какой радиоэфир, к сожалению, не пропустят. Дескать, аранжировки у Вас на уровне 80-х годов XX века, а сейчас уже на исходе второе десятилетие XXI. Часто ли Вы слышите подобную критику в собственный адрес, и что Вы можете на нее ответить?
А вы спросите у тех акул, у кого есть музыкальное образование… меня и на местных радиостанциях не крутят… Для меня важно мнение профессиональных музыкантов, а оно совсем другое, и не забывайте я и сам не молод, мне скоро 52. Я все ещё ищу свою манеру исполнения и написания песен и не буду в угоду этому пресловутому эфиру что то менять в своих песнях…


18. Лично я считаю, что песни Ваши хороши и без каких-то навороченных аранжировок. У Высоцкого их не было, он пел под одну гитару, и тем не менее был всенародным кумиром и сейчас остается таковым для многих. Александр Новиков говорил, что в авторской песне (шансонной в частности) главное не музыка, а текст – его смысловая наполненность, и слишком сложная мелодика может затруднить восприятие смысла песни Все это так. Но с другой стороны – одной из магистральных тенденцией уже в шансоне 90-х стало «соединение блатняка с электричеством», сочетание жесткого, брутального текста с заводным, даже дискотечным ритмом. Может быть, Вам ради достижения коммерческого успеха следует кое-чему поучиться у современных «продвинутых» шансонье?
Я считаю, что истинный шансонье сам должен писать и музыку и тексты, ну и петь тоже сам… а когда на тебя работает целая бригада это уже шоу – проект. А соединение блатняка с электричеством… я считаю, что надо комбинировать в творчестве.. и смело предлагать новые идеи… и если не получилось, честно об этом говорить…

19. Как Вы оцениваете современное состояния шансона, его перспективы. Будет ли шансон в ближайшие годы так же востребован, как в предыдущие десятилетия? Кто из исполнителей нового поколения вызывает у Вас наибольшую симпатию и уважение?

Думаю, шансон будет жить своей жизнью.. и у него будет всё больше поклонников и почитателей…

20. Какие у Вас любимые книги?
Тут я не оригинален: Шукшин, Шаламов, Солженицын…

21. Вы назвали в числе любимых писателей классиков лагерной прозы – Шаламова и Солженицына. Интерес с Вашей стороны к их творчеству понятен. В то же время хорошо известно, что восприятие ими лагерного и, в частности, блатного мира сильно отличается от того, которое имеет место в большинстве песен жанра «русский шансон», Ваших в том числе. Можно вспомнить категоричные тезисы Шаламова: «В блатном мире нет ничего человеческого», «блатной мир должен быть уничтожен». Чем можно объяснить такую лютую ненависть «политических» к блатным, которая была ведь взаимной (воры, в свою очередь, не считали политзаключенных за людей, всячески над ними издевались), насколько она являлась оправданной?

Шаламов сидел в ГУЛАГЕ а там действительно были волчьи законы, сейчас времена изменились, отношения между зэками тоже. Я много могу привести примеров порядочного отношения между осужденными… читайте мою книгу «Белая гора», там всё написано…

22. Считаете ли Вы себя счастливым человеком, которому удалось все то, чего он хотел добиться в жизни? Каков Ваш «рецепт счастья»?
Да я считаю себя счастливым человеком, у меня три взрослых дочери есть внучка и внук… Счастье это, когда тебе внучка описает брюки, сидя у тебя на коленях…

23. Что Вы можете пожелать нашим читателям
Всем отличного здоровья. Остальное купим.
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Больше по темам: Александр Заваринский
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Виктор Темнов - Арабские куплеты
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Реклама
купить сигары
Афиша
Фоторепортаж с юбилея Алексея Адамова в трактире Бутырка
Гера Грач на съемках студии Ночное такси
В Калининграде 12 ноября 2016 года "Матросский концерт"
Съемки фильма-концерта "Ночное такси. Новое и лучшее" 29 августа 2016 года. Часть 3
Михаил Бурляш дал первый концерт в Москве
Лучшее за месяц
Видео шансон
«Тум-балалайка» шагает по планете…
Кеша Гомельский записал песню памяти Вячеслава Стрелковского
Михаил Бурляш выпустил новый видеоклип
Ольга Роса - Газель
Жека (Евгений Григорьев) - Венеция