18+
Все новости

Таганка: тюрьма и песня

Таганка: тюрьма и песня

Таганка: тюрьма и песня. История. ч. I Тюрьма


Знакомясь со старым польским танго, находя общие польские и русские корни у некоторых популярных песен (об этом рассказал и в «Утомленном солнце», и в «Синем платочке»), я сделал еще ряд неожиданных открытий. Одно из них касается песни «Таганка».
Таганка… Кто не знает и не любит эту знаменитую песню?! И кого из исполнителей она оставила равнодушным? Ее пели В. Высоцкий и А. Розенбаум, М. Гулько и А. Северный, М. Шуфутинский, Джемма Халид и даже В. Жириновский; группы Эшелон и Мурзилки International (с Шуфутинским), Мишки на Севере и Гуляй поле, А. Домогаров с польским исполнителем Pawel Kukiz и многие-многие другие.
А между тем об истории этой песни известно очень мало, вернее, ничего неизвестно: не известны ни композитор, написавший музыку, не известен автор слов, не известно время создания. Да и о самой тюрьме далеко не все известно. И этот пост – попытка приподнять завесу тайны над столь любимой в народе песней.

Однако, давайте все по порядку, и начнем с тюрьмы.
В 1804 году по указу Императора Александра I на юго-восточной окраине Москвы, на пересечении нынешних улицы Малые Каменщики и Новоспасского переулка была сооружена тюрьма. Поскольку тюрьма находилась на территории Таганской слободы, недалеко от Таганских ворот и одноименной площади, «Таганкой» стали называть в обиходе и тюрьму Пересыльная - Бутырская («Бутырка», Бутырский тюремный замок), Исправительная - «Матросская Тишина» и Губернская - «Таганка».
«Таганка» первоначально использовалась для содержания уголовных заключённых. Основная функция - «рабочий дом с лишением свободы». Здесь работали многочисленные мастерские: токарные, переплётные, слесарные, портновские, типография. Таким образом, тюрьма функционировала как колония. После революции функции тюрьмы сохранялись вплоть до середины 30-х годов. Это подтверждает в своих воспоминаниях известный советский юрист, ученый Борис Самойлович Утевский (1887 - 1970), называя "Таганку" исправдомом:
"Таганский исправдом", или "Таганка", как его по традиции продолжали называть, была одной из старых царских тюрем. Было в ней что-то особенно мрачное, тяжелое и давящее даже на тех, кто входил в ее ворота не в качестве заключенного, а по делам службы".
В начале 30-х годов в мастерских тюрьмы выполнялись заказы для Наркомюста (в то время тюрьмы находились в ведении этого наркомата), войск внутренней охраны и др.

К слову говоря, Утевский жил с семьей в Большом Каретном переулке, д. 15, где их соседом был Владимир Высоцкий. Володя часто бывал в доме Утевских, жена Утевского была актрисой, дружил с их сыном Анатолием, и именно в кабинете Бориса Самойловича впервые был прослушан, как актер и бард.
Да, мрачное было заведение, эта «Таганка».
К концу XIX века в тюрьме стали содержаться и политические заключённые, особенно возросло их число после революции 1905 года. Здесь в разное время сидели меценат Савва Морозов, сам как-то помогавшим большевикам бежать из этой тюрьмы, богослов Павел Флоренский (за проповедь «Голос крови», посвященную памяти казненного лейтенанта Шмидта), писатели Леонид Андреев и Михаил Осоргин, ученый и поэт Леонид Радин (это он в 1897 г. в камере «Таганки» написал знаменитую песню «Смело, товарищи, в ногу!»), революционеры Л. Красин, А. Луначарский, Н. Бауман, др. Даже группа депутатов I государственной Думы отбывала здесь наказание.
Сидельцами «Таганки» были и весьма колоритные личности.

Авантюрист В. Трахтенберг угодил в камеру «Таганки» за то, что, имея весьма смутные представления о рудниках Марокко и уж, тем более не владея ими, умудрился продать их французскому правительству. Оказавшись в камере, Трахтенберг, не будучи лингвистом, принялся изучать воровской язык и составил «Словарь воровской речи», ставший на десятилетия основным пособием лингвистических трудов такого рода, не раз после этого заимствованный (плагиатом) полностью или частично, и ставший на десятилетия основным пособием в этой части. В 1922 году сидел в «Таганке» и некий Осип Шор, бывший работник одесского угрозыска, послуживший прототипом Остапа Бендера.
Во внутреннем дворе (или подвале?) "Таганки" был повешен генерал Власов.
Считается, что и слово «баланда» - плохо приготовленный суп – родилось в стенах "Таганки". Служил здесь некий повар Баландин, готовивший ну уж очень плохую похлебку для заключенных. Её то и прозвали баландой. Говорят, что "козлы" (обслуга из числа заключенных), улучив момент, сунула этого Баландина в кипящий котел…

13 февраля 1938 г. приказом НКВД № 025 Тюрьма № 1 ОМЗ УНКВД Московской области реорганизуется в Таганскую тюрьму ГУГБ, т.е. "Таганка" из областной тюрьмы становится центральной, переходя из ведения УпрНКВД Московской области в центральное подчинение Главупр госбезопасности НКВД. Начиная с 1939 г. часть тюрем из ведения НКВД передается в ведение ГУЛАГа под пересыльные. Пересыльной в какой-то момент становится и «Таганка». С преобразованием наркоматов в министерства, с появлением МВД СССР (1946 г.), неоднократных слияний-разделений МВД и КГБ, «Таганка» переходит в ведение МВД и официально именуется «Центральная Таганская пересыльная тюрьма Восьмого управления МВД СССР». Именно под таким названием она и пошла на слом: в 1958 году по указанию Н. Хрущева тюрьма была взорвана.
На месте легендарной "Таганки" построен детский сад и четыре жилых пятиэтажки. В настоящее время сохранилось одно из тюремных административных зданий и помещение бывшей тюремной стиральни - там сейчас находится ЖЭК. На этом рассказ об истории тюрьмы я закончу. Рассказ об истории песни впереди.

Таганка: тюрьма и песня. История. ч. II. Песня


Теперь обратимся к истории песни. Начнем с попытки определить время ее возникновения. Будем опираться на слова самой песни и сведения, приведенные в первой части.

Цыганка с картами, дорога дальняя,
Дорога дальняя, казенный дом.
Быть может старая тюрьма центральная,
Меня, парнишечку, по новой ждет.

Припев:
Таганка, все ночи полные огня,
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Цыганка с картами, глаза упрямые,
Монисто древнее да нитка бус...
Хотел судьбу пытать с бубновой дамою,
Да снова выпал мне пиковый туз!

Припев:
Я знаю, милая, и без гадания,
Дороги разные нам суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания,
И слезы горькие моей родни.
Моя ты милая, моя любимая,
Как тяжело на свете жить.
Куда не гляну я – кругом решеточки,
И как-то медленно проходят дни.

Припев:
Прощай, любимая, больше не встретимся.
Меня, несчастного, устанешь ждать.
Умру в Таганке я, умру, тебя любя,
Твоих красивых глаз мне не видать.

Припев:
Зачем же ты, моя судьба несчастная,
Опять ведешь меня дорогой слез?
Колючка ржавая, решетка частая,
Вагон столыпинский да стук колес.

Припев:
Прощай же, милая, прощай, желанная
Ступай, любимая, своей тропой.
И пусть останется глубокой тайною,
Что и у нас была любовь с тобой.


Некоторые исследователи считают, что песня возникла еще до революции, ссылаются при этом на упоминание в тексте туза. Да, действительно, на спине арестанта-каторжника имелась квадратная нашивка, которая именовалась бубновым тузом. Была она желтого цвета. Но! Во-первых, Таганка не была пересылкой, она была губернской тюрьмой. В ней сидели, т.е. уже отбывали наказание, уголовники, а не ожидали этапа каторжники. «Туз» же нашивался только на одежду каторжника. Во-вторых, в тексте упоминается пиковый туз, хотя и бубновый ложится в рифму. Но пиковый туз – как символ черного невезения, неудачи по общему смыслу более уместен. Вариантов у песни много, но все они появились после возникновения самой песни. Во всех случаях упоминание туза не свидетельствует о появлении песни до революции.

Фима Жиганец сообщил мне, что песня появилась не ранее 1911 года, и сослался на упоминания в некоторых вариантах песни «кандального звона». Аргумент совершенно несостоятельный: Таганка до революции не была пересылкой. Потому звона кандалов здесь не могло быть по определению. Не была она и центральной. Кто ж это опередил Берию, его приказ №025 от 13.02.38 г. и еще в 1911 г. назвал Таганку Централом?

Некоторые считают, что указанием на дореволюционное происхождение песни служит упоминание «столыпинского» вагона. И этот аргумент использовал Жиганец. Да, при Столыпине появились специальные вагоны для крестьян-переселенцев. Вот что пишет о них А.И. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ»:
История вагона такова. Он, действительно, пошел, по рельсам впервые при Столыпине: он был сконструирован в 1908 году, но — для переселенцев в восточные части страны, когда развилось сильное переселенческое движение и не хватало подвижного состава. Этот тип вагонов был ниже обычного пассажирского, но много выше товарного, он имел подсобные помещения для утвари или птицы (нынешние «половинные» купе, карцеры) — но он, разумеется, не имел никаких решеток, ни внутри, ни на окнах. Решетки поставила изобретательная мысль, и я склоняюсь, что большевистская. А называться досталось вагону — столыпинским..."
Замечу, что и до революции и после нее вагоны для перевозки арестантов именовались вагонзаками. Название "столыпинский вагон" закрепилось уже в советское время за вагонзаками, переделанными из обычных пассажирских купейных вагонов, где стенка и дверь между купе и коридором была заменена решетками. Так что и этот аргумент в пользу дореволюционного происхождения песни отпадает.
Теперь давайте обратимся к первому куплету песни. В нем речь идет о тюрьме центральной. Но до 1938 г. центральными были Бутырка и еще два централа: Владимирский (тот, о котором поется в известной песне) и менее известный Орловский. «Таганка», как мы выяснили в ч. I, стала Центральной после 13 февраля 1938 года. До этого она была губернской, затем московской областной. Значит и песня родилась не ранее этого времени. На это же время указывают и слова песни «опять по пятницам пойдут свидания». Единый день свиданий был введен в конце 30-х годов во исполнение приказа НКВД о повышении дисциплины в ИТУ. «Все ночи полные огня» - это потому, что в камерах и коридорах в свет не выключался круглые сутки. Таким образом, можно полагать, что песня "Таганка" появилась в конце 1939- августе 1941 годов до выпуска из тюрем поляков по амнистии августа 1941 г. польским военнослужащим - осужденным и подследственным (а их на 1 августа 1941 г. было 46 597 человек).

Глава 3. Музыка «Таганки»


Перейдем к вопросу об авторстве музыки, мелодии песни. Танго «Tamara» (Тамара) польского композитора Зигмунта Левандовского (Zygmunt Lewandowski), слова Збигнева Мацейовского (Zbigniew Maciejowsky) в исполнении популярного польского певца 30-х годов Адама Астона (Adam Aston, настоящее имя Адольф Левинсон). Танго было написано Левандовским для ревю «Весна и любовь» в варшавском театре «Голливуд», в котором Левандовский был музыкальным руководителем. В 1933 г. песня была записана на пластинку фирмой «Сирена-Электро» в исполнении Адама Астона и оркестра Сирена-Рекорд п/y Хенрика Варса.
Вот все они – авторы танго "Тамара” – композитор Зигмунт Левандовский, поэт (он тоже был композитором, но в «Тамаре» ему принадлежат только слова) Збигнев Мацейовский, и исполнитель Адам Адамс.

Танго пользовалось большой популярностью. Его исполняли и записывали на пластинки другие популярные польские певцы того времени: Мечислав Фогг (с ним мы знакомы по «Последнему воскресенью, на картинке слева - нотная тетрадь танго "Тамара" с его портретом), Януш Поплавский. Исполняют его и современные исполнители. Оно подчас используется для озвучки роликов. Один из них посвящен известной польско-американской художнице Тамаре Лемпицкой (Tamara lempicka), основоположнице направления в живописи, названного Арт-Деко (личность, судьба художницы достойны отдельного поста). Но само танго «Тамара» не было посвящено ей: в те годы, года было создано танго, сама Тамара Лепмпицкая еще металась в Европе в поисках своей судьбы, а известность пришла к ней позже, уже в Америке.
Танго "Тамара" не было известно в СССР, оно не выпускалось на пластинках, не переводился его текст.
На Youtube можно найти другой ролик, который, тоже посвящен Тамаре, в исполнении современного польского дуэта Bogusia i Janek.
Текст этой песни мне записала и перевела моя хорошая, сам пост родился в результате нашего общения, обсуждений старого польского танго.

Зелёные глаза твои меня обворожили,
Очаровал их тёплый блеск,
Когда увидел их в тот первый раз,
Когда на несчастье мое
Твое нежное, красивое пение
Очаровало мое сердце.

Тамара, я за тобой тянусь как тень,
Тамара, я служил тебе как верный пес,
Тамара из-за тебя я не имею ничего
И через закрытые двери я слушаю твои песни.
Тамара не пускают меня туда, где ты
Потому что кроме рвани на моей спине и плечах
Я не имею уже ничего.

Сегодня с другим ты проводишь дни и ночи
Я же на улице сплю под твоим окном.
А с утра, когда ты шампанским приветствуешь новый день,
Я горький тост пью из своих собственных слез.
Тамара, выйди на балкон
И как когда-то погляди в мои глаза в последний раз.


Авторы текста и аранжировки мне не известны. Текст, как видим, «осовременен». В новой песне исчезла цыганская тема. А ведь танго «Тамара» называли "Цыганским танго". Что может сделать с мелодией аранжировщик, мы видели на примере аранжировки Цфасмана "Утомленного солнца" (Последнего воскресенья).
С учетом всего сказанного, прослушанного и просмотренного можно с полной уверенностью утверждать: композитором, написавшем музыку "Таганки", был польский композитор Зигмунт Левандовский (Zygmunt Lewandowski)

Глава 4. Текст песни «Таганка»


Попробуем проанализировать текст "Таганки". Но прежде считаю важным обратить внимание на следующее обстоятельство.
В тексте "Таганки" нет ни одного блатного слова, ни одной фени, сам строй песни отличается от блатного жанра, нет оборотов, присущих блатному языку. И посмотрите, какими эпитетами наделяет свою любимую автор текста! Разве это возможно в блатном жаргоне, по фене, разве это слова пацана?! Текст песни написан культурным, интеллигентным человеком. Поэтому относить эту песню к жанру "блатные", как написано в WiKi, писать, что ее сочинили воры-рецидивисты, по меньшей мере, безграмотно. Кому придет в голову назвать песню, романс "По диким степям Забайкалья" блатной?!
Сравним содержание танго "Tamara" с песней "Таганка".

В танго "Tamara" речь ведется от имени юноши, влюбленного в юную цыганку Тамару. Он прощается с нею. Им не суждено больше увидеться, поскольку цыганский табор снимается, и пути влюбленных расходятся. В "Таганке" тоже речь ведется от имени молодого человека, "парнишечки" (но вовсе не мальчонки, как поет Шуфутинский), который, попав в "Таганку" мысленно обращается к своей любимой, прощается с нею. Песня начинается с упоминания цыганки. Не потому ли, что автор вспомнил и подбирал слова под "Цыганское танго"? В конце говорится, что их любовь останется глубокой тайной. Почему влюбленные из своей любви делали тайну? В "Tamara" - понятно: у цыган связь девушки из табора с (не цыганом) была предосудительна, даже недопустима. Юные цыганки вообще не должны были показывать свои привязанности, таковы обычаи: мужа им подбирали родители. В какой-то мере подобные коллизии показал Пушкин в поэме "Цыганы" и Даргомыжский в своей единственной опере "Алеко" по этой повести. Алеко смог завоевать любовь Земфиры, только оставив город, свой мир, уйдя с табором. Но почему влюбленный юноша, находясь в "Таганке" говорит о тайне их любви? Мне думается, что автор текста "Таганки" просто припоминает и повторяет слова танго. Значит автор "Таганки" хорошо знает, любит польскую эстраду предвоенных лет. Ведь этого танго в СССР не знали.
"Дорога дальняя, казенный дом" – это просто хрестоматийные слова, в которые облекает цыганка нерадостные предсказания. Они пришли на ум камерному сидельцу первыми, когда вспомнилось Цыганское танго. Есть некие неясные моменты. С одной стороны Таганка ждет парнишечку "по новой". Он что, еще на свободе? Он проежде бывал, сиживал здесь? Мне думеается, что эти слова привнесены сокамерниками молодого человека, к тому же плохо знавшего русский язык. Ведь в то время в камерах народу было набито, как сельдей в бочке, уголовники сидели вместе с политическими (а польские военнопленные считались политическими заключенными). Отсюда и ставка на бубновую даму и выпавший пиковый туз - привнесение блатного духа в содержание песни. На самом деле молодой человек сидит в камере: и ночи полные огня, и медленно текущие дни, и кругом решетки… Так что, возможно, поляку помогали сочинить текст и сокамерники. А вот стук колес "столыпинского" вагона – это интересная деталь, делающая несколько более определенными фигуру автора текста. Скорее всего, в Таганку, ставшую не так давно, совсем недавно, Центральной тюрьмой, польского офицера доставили в вагонзаке по железной дороге. Отсюда и стук колес. Надо думать, что в Центральную тюрьму из лагеря отправили не просто молодого офицера из числа польских военопленных, а активного, добивавшегося соблюдения международных конвенций, "неудобного" бериевсим холуям, нехорошо влиявших на остальных польских военнослужащих. Ведь и Андерс сидел в тюрьме до того, как ему разрешили создать армию и объявили мобилизацию поляков... И еще одна деталь. В "Таганке" юноша именуется "парнишечкой".
Парнишка (разг.). Мальчик, подросток. II уменьш. Парнишечка
С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка
Правда, не безызвестная Эллочка Людоедка парнишей называла всех мужчин, не ориентируясь на Ожегова, но, как мы помним, ее лексикон был ограничен 30 словами.

Но парнишечка "Таганки" не мальчик. Среди эпитетов, которыми он наделяет свою любимую, уж и вовсе не детское: «желанная».
И это дает нам еще одно указание на то, кем мог быть автор текста. Учтем, что исходной мелодией стало польское танго польского композитора, не известное в СССР. Автор текста был, похоже, хорошо знаком с польской эстрадной музыкой, любил ее. Он был, несомненно, поляком! Именно в этом словечке "парнишечка" я отчетливо слышу польский акцент.

Как мог поляк угодить в Таганку?
Вспомним, при разделе Польши по советско-германскому пакту, более 200 тысяч польских военнослужащих всех званий, в том числе около 10 тысяч офицеров были объявлены военнопленными.
По решению Политбюро ВКП(б) все польские военнопленные переданы органам НКВД, во главе которых стоял Лаврентий Берия. Это не соответствовало Гаагской и Женевской конвенциям (военнопленными должны были заниматься армейские), против чего выступали отдельные польские офицеры. Их размещали в нескольких лагерях. Возможно наш герой - один из них, и потому угодил в Таганский централ, для чего пришлось ему прокатиться в "столыпинском" вагоне. Возможно, он сидел в одной камере с русскими, которые подхватили неизвестную напевную мелодию, помогли подобрать слова, привнесли и этого пикового туза и «по новой». Ведь в те времена в камерах сидело народа, как в бочке сельдей. Позже, не исключено, с объявлением амнистии, поляка выпустили, он был призван в армию Андерса и с ней ушел из СССР...

Вот, пожалуй, и все, что я могу сказать об авторе текста.
О записи Из м/ф "Ну погоди" (18 вып.) режиссер последних выпусков легендарного мультика Владимир Тарасов сказал: Один очень авторитетный человек из бандитского района Москвы просто умолял меня записать его с этой песней. В итоге я все-таки записал его, песню включили". Так и не назвал исполнителя. Я думаю, это Яцковский. Надо будет его спросить. Правда, он живет в Штатах. Но есть интернет... Ну вот и все. А с Таганкой расставаться не хочется.
Ян Павловский
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Юлия Андреева - Сиреневый туман
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Реклама
купить сигары
Афиша
В Калининграде 12 ноября 2016 года "Матросский концерт"
Съемки фильма-концерта "Ночное такси. Новое и лучшее" 29 августа 2016 года. Часть 3
Михаил Бурляш дал первый концерт в Москве
В Калининграде прошел «Матросский концерт»
Съемки фильма-концерта "Ночное такси. Новое и лучшее" 29 августа 2016 года. Часть 2
Лучшее за месяц
Видео шансон
«Тум-балалайка» шагает по планете…
Кеша Гомельский записал песню памяти Вячеслава Стрелковского
Михаил Бурляш выпустил новый видеоклип
Ольга Роса - Газель
Жека (Евгений Григорьев) - Венеция