18+
Все новости

Юрий Шевчук: «Очень легко назвать козлов козлами, но это не искусство»

Юрий Шевчук: «Очень легко назвать козлов козлами, но это не искусство»(ЮРИЙ ШЕВЧУК О РОССИИ)
«Господь, конечно, Россию не обделил красотой и природными богатствами. Но во многих местах я физически страдал, наблюдая войну человека и природы, этой гармонии, подаренной нам Создателем. Горы, леса, могучие реки и... нелепые бетонные заборы с кучами мусора тут и там. Мы говорим о модернизации экономики, а у нас в стране все вены - дороги - в «тромбах». Кое-где в Сибири и на Урале мы ехали на автобусе со скоростью 20 км/ч в течение 5-6 часов, потому что вместо асфальта одни ямы. Нормальные дороги проложены только в аэропорт, к центральной гостинице или газпромовской базе. А «Газпром» у нас - это государство в государстве. На гастролях меня как-то поселили в одном гламурном месте - там все идеально, как в Швейцарии. Даже крытые площадки для гольфа есть. А за забором - разруха, нищета. В каждом втором городе (если не во всех) большой бизнес контролирует губернатор и его приближенные. Это и есть вертикаль. С одной стороны, она как бы сцементировала Россию, не дала ей распасться. А с другой - внутри этой оболочки гниль, распутство и казнокрадство. И никакой инициативы, потому что любую мелочь надо согласовывать с Кремлем. Если ты не вступил в «Единую Россию», денег тебе не дадут».
(ЮРИЙ ШЕВЧУК: КАК ВЫЛЕЧИТЬ СТРАНУ)
«Я не пессимист, но вижу, как болеет страна. Первое, что нужно сделать: дать свободу прессе. Без критики не будет никакого движения общества. Все эти «парфюмерные» телодвижения, которые совершаются на местах для борьбы, допустим, с коррупцией, просто смешны. Потому, что надо вырезать метастазы. Жестко и строго. Серьезные журналистские расследования будут первым ударом по казнокрадству. Во-вторых, должны быть свободные суды, отстаивающие права честного человека и наказывающие циничное ворье. И в-третьих, надо просвещать народ. Как сказал режиссер Мирзоев: «Народ у нас грамотный, но невежественный». Все грамотные: знают, как «отжать», «сделать откат», «освоить бюджет», но не просвещенные. Я бы оставил на центральных каналах пару сериалов для бабушек. А все остальное время отдал бы просветительским программам. Надо объяснять, что такое демократия, свобода, тот или иной исторический период. Мои оппоненты говорят, что народ такие программы смотреть не будет. Неделю, может быть, помучается, а потом будет (смеется). Надо уже что-то делать. Все говорят очень грамотно, но, по-моему, мы заболтались».
(ЮРИЙ ШЕВЧУК: ПОЧЕМУ У НАС ТАК И НЕ ПОЯВИЛОСЬ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО)
«Это такая вещь, как любовь. Все ее чувствуют, но объяснить не могут: откуда она приходит и что это такое? Любви в стране мало. Гражданское общество рождается, когда наш «народ-богоносец» терпит-терпит, а потом вдруг встает на дыбы: «Доколе?!» Борьба против строительства в Питере «газоскреба» как раз и оживила совершенно мертвое гражданское общество. Нам, жителям Санкт-Петербурга, на фиг не нужна эта бутылка, наполненная нефтью, рядом с чудесной архитектурой Росси, Кваренги, Трезини и т. д. На гастролях многие люди меня спрашивали: «А как там у вас с высоткой «Газпрома»?» История имеет уже всероссийский масштаб. Потому что она символизирует борьбу простых граждан, культурной части нашей страны, с этими коррумпированными, невежественными чиновниками, агрессивными строительными компаниями, которые «рубят» все на свете ради своей выгоды и амбиций. Под шумок в историческом центре Питера только за последнее время разрушено около 200 домов - памятников архитектуры. Город теряет туристов, потому что они не могут протолкнуться среди этого дымящего железа, машин, которыми забит Питер. И в Москве то же самое. Прогуляйтесь по столице летом в безветренную погоду. Задыхаешься просто».
(ЮРИЙ ШЕВЧУК: ПРОИСХОДИТ ЛИ У НАС ЧТО-НИБУДЬ ХОРОШЕЕ)
«Конечно, происходит. Много замечательных, неравнодушных людей, молодежи с пытливыми, жаждущими доброго будущего глазами. Очень радует местный патриотизм. Люди уже не смотрят, как 5-6 лет назад, на Москву, словно на вершину цивилизации. Меня порадовало, например, что в Томске мэр сохранил много деревянных домов в исторической части города. Когда эти старые купеческие дома стали сжигать, он сказал, что на этом месте будет строить точно такие же. Мол, жгите не жгите, а бетонных башен в историческом центре не будет. И перестали жечь. А мэр Магадана по городу ездит на велосипеде без охраны. И все видит, что в городе творится. Есть в стране светлые силы, добро, оно ведь естественно для человека. У «ДДТ» всегда была думающая публика. Она не мешает искусство только с физическим удовольствием и понимает, что это еще и боль, и муки, и сопереживание. И неважно, рок-н-ролл это, кино или театр. Ведь как воспитывает наше население та же попса: искусство - это всего лишь удовольствие. Везде попсовые: музычка, книжечки, кинофильмики - прочитал, посмотрел и забыл. В результате формируются не люди, а бессмысленные овощи, которыми легко управлять».
(ЮРИЙ ШЕВЧУК О ТВОРЧЕСКОМ)
«Я в хорошем настроении. Мы сейчас поездили, пообщались с людьми, посмотрели Россию, наполнились впечатлениями и сели в студию работать над очередным альбомом. За последние 5 лет у нас накопилось 25 новых песен, за которые не стыдно. Там будет что-то свежее и вместе с тем узнаваемое. «Цивилизация - мать технологий, а в мозгах все тот же палеолит. Мы искали свободу, нашли ее в сексе. Да и это все пожрал СПИД». После одного из наших концертов какой-то журналист написал, что Шевчук и «ДДТ» хорошо себя чувствуют во времена кризиса. «У Шевчука - огонь в глазах, пишутся протестные песни. Не любит он времена покоя». А когда был покой? Вокруг и так много лирики, чувственных эмпирических размышлений об отношениях мужчины и женщины, человека и природы и т. д. А рок-музыка все-таки поет и о том, что не все у нас хорошо. «Питер, Питер, я устал от плевел отделять зерно, я устал от гнилой контркультуры, от попсовой своей натуры, от «Тойот», «Жигулей», «Рено», я устал на-гора выдавать говно. Я устал наблюдать в метели эротизм Петропавловской щели, я устал жить во тьме, в бреду, вечно в очереди, нулем в ряду. И хоть мучит меня бессилие, я не с «Единой Россией». Я пространство люблю не хором, интонирую частным взором. Ведь ты тоже индивидуалист, Питер. И мы кладем на них всех с прибором».
(ЮРИЙ ШЕВЧУК: ПОЧЕМУ ЕГО КОЛЛЕГИ-РОКЕРЫ МАЛО ПИШУТ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕСЕН)
«Здесь очень легко превратиться в плакат и желтую газету. Очень легко назвать козлов козлами. Но это не искусство. Песня рождается в момент, когда ты чуешь иные пространства за частоколом внешнего суетливого мира, находишься в шкуре того самого шахтера, о котором пишешь, когда вместе с ним рядом уголек рубишь. Тут надо иметь сердце и умение сопереживать. Встать на ноги тех, о ком пишешь. Потому что на этих ногах правда ходит».
(«Аргументы и факты», 30.12.09)
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить в нашей группе в Фейсбуке
Больше по темам: Юрий Шевчук
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Реклама
купить сигары
Афиша
Инна Наговицына с программой Городские встречи
Владимир Белозир в программе Холодный рассвет
Владимир Ждамиров с программой "От души!"
Концерт Александра Новикова в Санкт-Петербурге! 21 апреля, БКЗ «Октябрьский»
Владимир Белозир в программе Я соберу друзей
Александр Фрумин (фото разных лет)
Парад талантов и профессий
Фото Аркадия Северного с разных концертов
Константин Крымский на съемках студии Ночное такси
Евгений Кемеровский и Мухтар Хордаев в Доме искусств
Лучшее за месяц
Видео шансон
Михаил Бурляш встретил свою "Пампушечку"
Феликс Шиндер и группа «Деньги вперед»
Анатолий Могилевский выпустил новый видеоклип Мне сейчас так легко
Группа «Деньги вперед» выпустила новый клип
Шансонье Игорь Кранов выпустил дебютный видеоклип