18+
Все новости

Аркадий Райкин

Все статьи о: Аркадий Райкин
Дата рождения: 6 ноября
Год рождения: 1911
Дата смерти: 17 декабря
Год смерти: 1987
Место рождения: Рига
Профессия, кредо: сатирик, актер
РАЙКИН Аркадий Исаакович (24.10/ 06.11.1911, Рига- 17.12.1987, Москва)- артист эстрады, театра. Нар. арт. СССР (1968). 1ерой Соц. Труда (1981). Лауреат Ленинской премии (1980). Детство прошло в Рыбинске, где шестилетний мальчик впервые вышел на любительскую сцену. С 1922 — в Петрограде. Школьником продолжал участвовать в самодеятельности, увлекался живописью, хорошо рисовал. Вечерами, несмотря на противодействие родителей, Аркадий Райкин пропадал в театрах, концертных залах. Окончив школу, после года работы лаборантом на Охтинском химическом заводе, поступил в Ленингр. Ин-т сценических искусств на режиссерско-актерский курс Владимира Николаевича Соловьева (1887-1941), знатока комедии дель арте, театра Мольера.
Аркадий Райкин

В студенческие годы начал выступать на эстраде, преимущественно в концертах для детей: номера с куклой Минькой, надувными поросятами, с патефоном и др. После окончания ин-та (1935) работал в ТРАМе, Новом театре, снимался в к/ф («Огненные годы», «Доктор Калюжный», 1939). В качестве профессионального конферансье впервые выступил в ленингр. Саду отдыха (1938), заменив заболевшего артиста. Летом 1939 уже конферировал в моек. «Эрмитаже». В дек. 1939 стал лауреатом I Всес. конкурса артистов эстрады (2-я премия), показав несколько комических масок и песенку в образе Чарли Чаплина (на муз. к/ф «Новые времена»). Позднее с Чаплином многие, в том числе английские критики, будут сравнивать искусство самого Аркадия Райкина.

Осенью 1939 вместе с группой артистов создал Ленингр. театр миниатюр (первоначально «эстрады и миниатюр»), с которым будет связана вся его жизнь (с 1942 и до конца дней Аркадий Райкин бессменный худ. рук.). В довоенные годы наряду с конферансом и масками в репертуаре Р. развернутый фельетон («Невский проспект» и др.), а также новый на нашей эстраде жанр микроминиатюры («МХЭТ» — «Малый Художественный эстрадный театр»). Вместе с другими артистами Аркадий Райкин играет в сатирических и комических сценках, пародиях, исполняет пантомимы, поет песенки, танцует, участвует в цирковых номерах - стремится освоить все эстрадные жанры. Великолепная театральная школа, артистизм, искрометная комедийность дополнялись редкой на эстраде душевной открытостью, доверительностью. Совершенное владение искусством общения с публикой исключало дешевое панибратство.

Его чуть глуховатый голос радио разносило по всей стране, к/ф «Концерт — фронту» (1943) показал «живого» Райкина. Всенародная слава и любовь пришли к Р. очень быстро; отдельные его фразы, словечки («авоська» и др.) входили в быт: «как сказал Райкин». В годы войны Аркадий Райкин вместе с театром работает в частях действующей армии. Ежегодно, в течение двух месяцев, начиная с 1942, гастролирует с новой программой в моск. саду «Эрмитаж». В походных условиях продолжают рождаться новые номера, новые жанры, расширяющие диапазон артиста. Центром каждого спектакля становится большой «фельетонный» монолог. Он может быть «театрализован» («Своими словами», 1945, «Мечты и люди», 1948, и др.), но все чаще Аркадий Райкин беседует со зрителями как бы от своего собственного лица, размышляя вслух, задавая вопросы, на которые не всегда легко найти ответ; монолог превращался в своеобразный диалог с публикой, насыщенный комическими деталями — подслушанными в жизни словечками, оборотами речи, мимическими зарисовками и др. Новый жанр Аркадия Райкина начиная с 40-х гг. — трансформация - мгновенная перемена внешности (костюма, маски, пластики, грима), тембра голоса, мелодики речи, ритма: «Из окон дома», 1947, «Гостиница „Интурист"», 1957, и др. В 1946 появилась первая монодрама: «Человек остался один» В. Масса и М. Червинского, открывшая целый ряд этапных работ артиста в этом жанре. Еще со студенческих времен Аркадия Райкина увлекала пантомима — появляются номера «Рыбная ловля», «Диссертация», «Походка» и др. Долго готовился и в 1955 показал моносцену «Жизнь человека».

Используя несколько лаконичных реплик, актер преимущественно средствами пантомимы воспроизводил целую, не очень удачную человеческую жизнь. Многочисленные «монологи в образе» вначале исполнялись большей частью в масках. Со временем Аркадий Райкин от них отказался, достигая характерности с помощью ярких деталей (помятая шляпа, сдвинутые на нос очки и т.д.), пластики, особенностей речи, а главное, благодаря искусству внутреннего перевоплощения. Среди запоминающихся, «скульптурных» созданий Р. — пьяница-лектор, прижимающий к груди кошелку с «проклятой», то и дело нечаянно именуя ее «родимой»; благодушный «папаша» с помощью фотографий пытается припомнить разбросанных по белому свету детей; герои монологов «Перекур», «Коликчество и какчество», «Дефицит» (Аркадий Райкин смешно произносил «дефсит»), «Федя-пропагандист», «В греческом зале» и многие другие — уморительно смешные, точные, узнаваемые. В отличие от этих сатирических персонажей с проникновенным лиризмом исполнялись монопьеса М. Жванецкого «Участковый врач», 1967, его же монолог «Звание — человек», 1969, песенка «Добрый зритель в девятом ряду», 1971 (Я. Френкель- И. Шаферан); ироническое и одновременно исповедальное «Интервью с самим собой» (1981). Поздний Аркадий Райкин — 70-80-х гг. — актер по преимуществу трагический, юмор все чаще оборачивался горькой иронией. «Мир дому твоему» (1984) последний спектакль — его завещание. В июне 1987 состоялось открытие «дома» театра (на Шереметьевской ул.), до этого не имевшего постоянного помещения. Вместе с моек, «пропиской» он получил название «Сатирикон». В том же 1987 на гастролях в Ленинграде Аркадий Райкин попрощался со своей публикой, с городом, в котором прошла большая часть его жизни. Состоялись и давно запланированные гастроли в США. В этот же последний год своей жизни он завершил работу над «Воспоминаниями». Аркадий Райкин - не только великий актер, уникальный мастер, щедро даривший смех, не боявшийся говорить правду, о которой принято было умалчивать. Для миллионов людей, никогда не видевших его на сцене, он стал борцом за справедливость, заступником «маленького человека», эталоном нравственности.
Е. Уварова
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Больше по темам: Аркадий Райкин
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Интеграл - Про Подол
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Реклама
Купить vag com http://carpribor.ru купить сигары
Афиша
В Калининграде 12 ноября 2016 года "Матросский концерт"
Съемки фильма-концерта "Ночное такси. Новое и лучшее" 29 августа 2016 года. Часть 3
Михаил Бурляш дал первый концерт в Москве
В Калининграде прошел «Матросский концерт»
Съемки фильма-концерта "Ночное такси. Новое и лучшее" 29 августа 2016 года. Часть 2
Лучшее за месяц
Видео шансон
«Тум-балалайка» шагает по планете…
Кеша Гомельский записал песню памяти Вячеслава Стрелковского
Михаил Бурляш выпустил новый видеоклип
Ольга Роса - Газель
Жека (Евгений Григорьев) - Венеция