18+
Все новости

Иосиф Кобзон

Все статьи о: Иосиф Кобзон
Дата рождения: 11 сентября
Год рождения: 1937
Место рождения: Украина
Профессия, кредо: певец
КОБЗОН Иосиф Давидович (род. 11.09.1937, Часов Яр, Украина) - певец. Нар. арт. СССР (1987). Лауреат Гос. премии (1984), профессор. В детстве Иосиф Кобзон участвовал в художеств. самодеят., пел в школьном хоре. Окончил Днепропетровский горный техникум. В армии — запевала (Ансамбль песни и пляски Закавказского военного округа). После армии (1958) в Музыкально-педагогическом ин-те им. Гнесиных на вокальном фак-те — класс Л. Котельниковой (пел партии Онегина, Дон Жуана, Фигаро и др.). В камерном классе занимался с концертмейстером Г. Орентлихером. Посещал театры, концертные залы, слушал знаменитых дирижеров, пианистов, скрипачей, певцов. Студентом дебютировал с песней «Куба, любовь моя» А. Пахмутовой в феерии Моск. цирка (1959).
Иосиф Кобзон

Вместе со своим сокурсником по ин-ту В. Кохно (дуэт Кобзон — Кохно просуществовал несколько лет) спел почти все песни А. Островского. Пел песни из «сибирского» цикла Пахмутовой, а также ее «Геологов», «Тревожную молодость», «Надо мечтать», вместе с композитором в 1961-1963 не раз выезжал на сибирские стройки. Исполнительская манера Иосифа Кобзона складывается в 60-е гг. Это своеобразный сплав техники бельканто с той непринужденно-речевой интонацией, которую принесли в песню такие чуткие исполнители, как Марк Бернес, Леонид Утесов и Клавдия Шульженко. «Большой вокал, широкий диапазон, ораторский пафос, набатность — с одной стороны, с другой — пристальный интерес к слову, к поэтической строке, стремление донести смысл песни, ее содержание. Наконец, умение жить образом песни, раствориться в ее страстях — и в то же время оценивать происходящее в ней «со стороны». Такое мастерство пришло далеко не сразу. В первые годы велик соблазн показать голос, продемонстрировать красоту тембра.

Со второй половины 60-х гг. Иосиф Кобзон все более разнообразно использует интонацию: отдельные мелодические обороты выделяет, подчеркивает, другие же как бы убирает на второй план, порою даже не пропевая, а речитативно проговаривая их. Репертуар Иосифа Кобзона отличается многожанровостью. Заметное место занимает так называемая «песня-плакат» — чаще всего остро ритмизированный марш, в котором ощутимы не столько индивидуальное «я», сколько групповое «мы». Чеканный ритм, метафоры-лозунги. Иосиф Кобзон умел придавать «плакатам» романтически-мечтательный характер. Другой песенный пласт — баллады. Лирические монологи, раздумья, беседы, размышления вслух. Одной из первых баллад Иосифа Кобзона стала «Песня остается с человеком» (Островского), в которой он начал применять выделение ключевых слов и вокальную «переокраску» фразы. Иосиф Кобзон исполняет песню ровно, мягко и неторопливо. Однако фраза «...остается с человеком» не поется, а выразительно проговаривается, тем самым выделяясь, «высвечиваясь» в несенной строке. Такое же высвечивание отдельных фраз встречается в «Балладе о красках» Оскар Фельцман. Только если смысловые акценты в песне Островского мечтательны, то здесь — щемя-ще-драматичны: «Стали волосы смертельной белизны — видно, много белой краски у войны...» Во многих песнях-монологах Иосиф Кобзон выразительно использует паузы. Так, в песне-воспоминании о Родине из ТВ-фильма «Семнадцать мгновений весны» (муз. Микаэл Таривердиев, ст. Роберт Рождественский) все фразы запева идут «через паузу», что придает целому особую выразительность: «Я прошу... хоть ненадолго... грусть моя... ты покинь меня...»

Одной из вершин исполнительского мастерства Иосифа Кобзона стала песня Пахмутовой «Горячий снег». Все три куплета — разные: четверостишие первого куплета («Клубились яростно метели...») исполняется глухо, обесцвеченным тембром. Во втором — в голосе впервые обозначается металл: «И танк в сугробе, как в болоте, и бьют снаряды по броне...» Наконец, кульминация: «И падал в битве человек в горячий снег, в кровавый снег...» Последний, третий куплет песни исполняет медленно, тяжело, словно постарев на много лет: «Опали белые метели... А я всем сердцем на войне...» Содержание песни, ее высокий трагизм как бы изнутри воздействуют на форму — куплетность преодолевается, появляется сквозное развитие, порой меняется даже мелодия. Певец использует шепот, речитатив, восклицания. Сюжет, трагические воспоминания, личное к ним отношение — все это преобразует нотный текст.

В 70-е гг. в репертуаре Иосифа Кобзона появляется множество песен «ретро»: «Старинное танго» Э. Кол-мановского, танго О. Строка и др., а также популярные довоенные мелодии: «Утомленное солнце», «Счастье мое», «В парке Чаир» и др. Иосиф Кобзон исполняет эти песни «ретро» с некоторым «отстранением», порой— с долей иронии по отношению к мелодической архаике. Но в его интерпретациях ощутима высокая и печальная любовь к поколению отцов, к наиву, чистоте и простодушности этой старой музыки («Это танго садов городских, это танго отцов молодых...» — из «Танго для всех» А. Журбина). Палитра творчества Иосифа Кобзона очень широка — от героики до русской народной песни, романсы (целая программа 1977), еврейские песни (на идиш и иврите) и др. Однако сквозь все эти песни проглядывает некая сверхтема — тема памяти, памяти народа, памяти поколений, связь настоящего с прошлым. И в этом смысле искусство Иосифа Кобзона — летопись жизни страны, запечатленная в звуке.

В 80-90 гг. Иосиф Кобзон преподавал на эстрадном отделении Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. В 1997 в связи с 60-летием совершил беспрецедентное гастрольное турне по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Продолжает активно участвовать в концертной жизни. Лауреат фестивалей в Сопоте (1964), Будапеште (1966), Берлине и Варшаве (1967), Болгарии («Золотой Орфей», 1968). Много гастролирует по всему миру (США, Израиль, Афганистан и др.). Иосиф Кобзон — видный общественный деятель нашего времени: народный депутат СССР (1989-1991); депутат Государственной думы, президент акционерного общества «Московит», советник мэра Москвы по культуре. Первый сформировал актерскую бригаду, неоднократно выезжавшую во все «горячие» точки планеты. Первый бесстрашно вышел на переговоры с террористами в памятные дни захвата зрителей «Норд-Оста», спас несколько жизней («Орден мужества»).
Л. Петров
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Больше по темам: Иосиф Кобзон
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Юрий Никулин - Куплеты
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Реклама
купить сигары
Афиша
В Калининграде 12 ноября 2016 года "Матросский концерт"
Съемки фильма-концерта "Ночное такси. Новое и лучшее" 29 августа 2016 года. Часть 3
Михаил Бурляш дал первый концерт в Москве
В Калининграде прошел «Матросский концерт»
Съемки фильма-концерта "Ночное такси. Новое и лучшее" 29 августа 2016 года. Часть 2
Лучшее за месяц
Видео шансон
«Тум-балалайка» шагает по планете…
Кеша Гомельский записал песню памяти Вячеслава Стрелковского
Михаил Бурляш выпустил новый видеоклип
Ольга Роса - Газель
Жека (Евгений Григорьев) - Венеция